«28 лет спустя»: Джоди Кормер, Аарон Тейлор-Джонсон и Рэйф Файнс против новых зомби
«28 лет спустя»: Джоди Кормер, Аарон Тейлор-Джонсон и Рэйф Файнс против новых зомби

«28 лет спустя»: Джоди Кормер, Аарон Тейлор-Джонсон и Рэйф Файнс против новых зомби

Мы дождались – прошло всего 23 года с момента выхода «28 дней спустя» – триллера, возродившего и переосмыслившего зомби-жанр, и вот продолжение от тех же режиссера Дэнни Бойла и сценариста Алекса Гарленда. Они смогли сделать ужастик культовым, одним из самых прибыльных фильмов-ужасов 2002 года, более того, таким, которым вдохновлялись лет 10 подряд и последующие картины и сериалы о зомби, и об инфицированных – фактически, это один из самых влиятельных фильмов ужасов XXI века.

Придуманные авторами т.н. «быстрые» или «бешеные» зомби сильно отличались от привычных мертвецов, едва передвигающих ноги. А тему заражения неизвестной инфекцией, которая лишает людей мозга и делает их нежитью-каннибалами, причем только в Великобритании, изолированной от другого мира, - не раз вспоминали британцы во время наводнения.

Справедливости ради мы вспомним, что было и продолжение "28 недель спустя" (2007), но от других режиссера и сценариста. Получился сиквел вторичным, культового статуса не имел, а потому – ну и хватит о нем. Давайте о новом фильме, теперь уж действительно – постапокалиптическом.

В отличие от оригинальной картины, где главной была тема выживания и поиска безопасного места от кровожадных зомби, теперь выжившие приспособились за столько лет к опасному соседству, а следовательно, можно обратить внимание на вечные ценности. Авторы выводят на первый план трогательную семейную драму, которая переплетается с высокой философией смерти, все это сдобрено тонким британским юмором – и при этом это еще роуд-муви в его классическом понимании. Ну и зомби, конечно, тоже будут – еще ужаснее и еще опаснее.

За 28 лет зомби полностью потеряли одежду, но стали опаснее. Кадр из фильма

Через 28 лет после того, как из биолаборатории вырвался опасный вирус, превращавший людей в кровожадных монстров, преодолеть инфекцию так и не удалось. Великобритания осталась с зараженными опасными тварями и немногими выжившими, а вот континентальную Европу вирус не задел.

И теперь Британия в сплошной изоляции и брошена ​​на произвол судьбы, убежать нет шансов – берега патрулируют европейские военные катера (будто какой-то извращенный намек на Brexit, вам не кажется?). Впрочем, авторы решили подчеркнуть, что британцы всегда жили в состоянии войны и опасности, и демонстрируют это вплетенными в сюжет то здесь, то там кадрами из исторических фильмов и документальной хроники – от Средневековья до Второй мировой.

Сами инфицированные изменились – некоторые так и остались без мозга, но очень быстрыми и вечно голодными, некоторые стали толстыми «ползунами» – передвигаются медленно, но от этого не становятся менее опасными. А на некоторых инфекция подействовала как стероиды – и получились устрашающие, наделенные большой силой и умом монстры, вожаки «быстрых» - альфы. Интересно, что инфицированные стали объединяться в своеобразные семьи.

Некоторые из выживших основали на острове близ Шотландии колонию, где все роли в общине распределены как в старину: тот сапожник, тот охотник, тот фермер и т.д. Колонию отделяет от большой земли только тоненькая полосочка. И по ней можно пройти только во время коротких часов отлива. Иногда мужчины перебираются на ту сторону – пополнить припасы, найти что-нибудь полезное для общества и поохотиться из лука на зомбаков. Это небезопасно, но очень почетно.

12-летнему Спайку еще рано ходить на такие вылазки, но его отец Джейми твердо решил сделать из него настоящего мужчину и берет сына с собой. Мать Спайка – Айла (Isla – на английском, то есть остров) – страдает неизвестной болезнью, периодически даже не узнает родных. Ходят слухи, что где-то там, на большой земле есть, возможно, безумный, но настоящий врач. И Спайк решительно настроен найти его.

Борьбе с инфицированными выжившие учатся с детства. Кадр из фильма

Здесь невероятная атмосфера, которая восхищает тебя полностью: тревожная музыка (шотландский инди-поп от Young Fathers), стадо оленей, несущихся с бешеной скоростью, черные тучи ворон, мрачные руины, багровые закаты и вышеупомянутые исторические кадры усиливают ощущение тревоги и опасности. Но когда солнце заливает сочную зелень шотландских цветущих лугов и холмов – этот буколистический пейзаж возрождает чувство свободы и надежду на то, что все будет хорошо. А самодельный некрополь способен примирить со смертью. Даже фраза memento mori – помни о смерти – здесь звучит жизнеутверждающе.

Немного безумный, оранжевый (йод отпугивает зомби) врач, который перефразирует шекспировского Гамлета, держа в руках череп, заброшенная заправка Shell, на вывеске которой отпала первая буква, сравнение современной пластической хирургии с последствиями аллергических реакций, кафе Happy Eater -  юмор здесь специфический, но работает очень в тему.

Дойл и Гарленд собрали известных актеров – и Аарон Тейлор-Джонсон, и Джоди Кормер, и Рэйф Файнс, но все внимание приковывает игра именно 14-летнего Элфи Уильямса в роли Спайка, демонстрирующего отличный баланс между уязвимостью и стойкостью. Кстати, здесь играет и невероятного телосложения, фактурный британский боец ​​смешанных единоборств, кикбоксер – а с недавних пор еще и актер Чи Льюис-Перри (ибо вы точно будете гуглить, кто сыграл альфу).

Этот некрополь, возможно, станет важным элементом для продолжения фильма – «28 лет спустя: Костяной храм». Кадр из фильма

Самое главное в «28 годах спустя» – что авторы не воспользовались проверенным материалом, чтобы просто подзаработать деньжат. Они создали почти новую историю – с актуальным политическим подтекстом, динамичную и глубокую.

Вообще Бойл и Гарленд сконструировали своеобразные качели – вот дыхание перехватывает от испуга и едва на минуту попустит, как через секунду наваливается еще больший ужас. Вот мы радуемся с героями победе, а потом снова не можем дышать из-за потери. То сердце сжимается от семейной драмы, а в следующую минуту - у нас уже слезы радости. Смех сменяется ужасом, ужас – слезами потери, вера в чудо – разочарованием, но после всего приходит надежда. И эта надежда – настоящий хэппи-энд, а не то, к чему мы привыкли в голливудских мелодрамах.

Ну и, конечно, авторы оставили огромный клифхенгер – надо ведь заманить зрителя на вторую часть «28 лет спустя: Костяной храм». И, возможно, на третью. Названия еще нет, но слухи ходят. Не исключено, что там даже появится звезда «28 дней спустя» Киллиан Мерфи.

Страна: США, Великобритания

Режиссер: Дэнни Бойл («На игле», «28 дней спустя», «Пляж», «Миллионер из трущоб»)

Авторы сценария: Алекс Гарленд («Восстание штатов», «Пляж», «28 дней спустя»), Дэнни Бойл

В главных ролях: Элфи Уильямс («Темные начала»), Джоди Кормер («Последняя дуэль», сериал «Убивая Еву»), Аарон Тейлор-Джонсон («Носферату», «Скоростной поезд»), Рэйф Файнс («Конклав», франшиза о Гарри Поттере, "Список Шиндлера").

Продолжительность: 01:55

«28 лет спустя»: Джоди Кормер, Аарон Тейлор-Джонсон и Рэйф Файнс против новых зомби - Фото 1
Теги по теме
Кино
Источник материала