Конец безнаказанности — обход санкций становится тяжким уголовным преступлением
Конец безнаказанности — обход санкций становится тяжким уголовным преступлением

Конец безнаказанности — обход санкций становится тяжким уголовным преступлением

Конец безнаказанности — обход санкций становится тяжким уголовным преступлением

Полномасштабная агрессия России против Украины побудила к расширению практики применения санкций в отношении лиц, которые своими действиями поддерживают вооруженное вторжение против нашего государства. Однако существует серьезный пробел: украинское законодательство фактически не устанавливает ответственности за нарушение или обход санкционных мер.

Отсутствие уголовной ответственности создает атмосферу безнаказанности, а существующие меры воздействия оказываются неэффективными и не сдерживают нарушителей.

Заполнить вакуум в действующем Законе «О санкциях» призван президентский законопроект №12406 — о внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины об установлении ответственности за нарушение специальных экономических и других ограничительных мер (санкций). 3 июня 2025 года Верховная Рада приняла его за основу.

Цель предложенного законопроекта — дополнить Уголовный кодекс Украины новой статьей, которая будет устанавливать уголовную ответственность за нарушение или умышленный обход санкций как преступление против основ национальной безопасности. Ответственность за нарушение санкций не будет зависеть от наличия дополнительных элементов, таких как специальная цель или причинение имущественного вреда.

Субъектом преступления будет не только лицо, ответственное за реализацию санкций, но прежде всего:

  • лицо, в отношении которого применены санкции;
  • третьи лица, которые действиями или бездействием нарушают санкции или способствуют их нарушению.

Например, к таким третьим лицам могут быть отнесены государственные регистраторы или нотариусы, оказывающие помощь подсанкционным лицам в выведении имущества из-под санкционных ограничений.

Кроме того, законопроект будет способствовать адаптации украинского законодательства к правовой системе ЕС: 24 апреля 2024 года Европейский парламент и Совет Европы приняли Директиву 2024/1226, которая обязывает страны-члены установить уголовную ответственность за нарушение санкций.

Проголосованный за основу законопроект также предлагает:

  • не применять сроки давности для этого преступления;
  • предусмотреть возможность специальной конфискации;
  • разрешить привлечение к ответственности юридических лиц;
  • установить дополнительное наказание в виде запрета занимать должность или осуществлять определенную деятельность;
  • предоставить органам безопасности предметную подследственность и предусмотреть возможность досудебного расследования in absentia;
  • освобождать лицо от уголовной ответственности при определенных условиях, не исключая при этом конфискации.

Принятие этого законопроекта:

  • усиливает эффективность санкций как инструмента защиты национальной безопасности;
  • позволяет наказывать не только лиц, в отношении которых применены санкции, но и тех, кто помогает их обходить; внедряет европейские подходы к криминализации нарушений санкций;
  • позволяет конфисковать активы нарушителей и направлять эти средства в государственный бюджет;
  • устраняет пробел в законодательстве, который до сих пор позволял избегать ответственности за игнорирование решений СНБО.

Так, за нарушение отдельных видов санкций действующим законодательством Украины предусматривается применение мер воздействия в рамках государственного регулирования и надзора в определенных сферах. В частности, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку применяет меры воздействия в отношении участников рынков капитала и организованных товарных рынков, НБУ — в отношении банков, небанковских финансовых учреждений, Министерство юстиции Украины — в отношении нотариусов, государственных регистраторов и т.д. Однако эти меры охватывают в основном субъектов реализации санкций и не касаются лиц, в отношении которых применены санкции. Меры воздействия, предусмотренные за нарушение только отдельных видов санкций, не имеют карательного эффекта, вследствие чего оказывают слабое превентивное влияние, обусловленное отсутствием персональной ответственности за совершенное нарушение.

Вот как ZN.UA прокомментировал необходимость принятия законопроекта первый заместитель министра юстиции Николай Кучерявенко:

«Сегодня в Украине фактически отсутствует эффективный правовой механизм реагирования на нарушение санкций. Это создает пространство для безнаказанности и нивелирует саму суть санкционной политики как инструмента защиты государства. Принятие этого законопроекта — важный шаг к усилению национальной безопасности и формированию реальной ответственности за действия, направленные на нарушение или обход санкций. Его главная цель — ввести реальную, в том числе уголовную, ответственность за нарушение или обход санкций, что позволит эффективно противодействовать попыткам подсанкционных лиц избежать ответственности. …Введение четких правил и уголовной ответственности позволит не только повысить эффективность санкций, но и обеспечить дополнительные инструменты защиты государства от экономических и политических угроз».

К великому сожалению, само по себе наложение санкций на активы лица не является гарантированным ограничением. ZN.UA систематически освещает самые разнообразные попытки обхода санкционных ограничений. Мы подробно описывали, как подсанкционный Константин Жеваго использовал «почтовый террор», чтобы не допустить процесс продажи Белоцерковской ТЭЦ, которая ранее ему принадлежала. Не обошли вниманием и длительную юридическую волокиту, которая сопровождала как передачу ТРЦ Ocean Plaza от бывших подсанкционных владельцев государству, так и дальнейшие попытки уже через миноритарных акционеров лишить государство в лице Фонда госимущества права на любые действия относительно ТРЦ. Прекрасно помним мы и о неоднозначном процессе взыскания активов путинского пособника Эдуарда Худайнатова, расположенных на территории нашего государства, в ходе которого была зафиксирована наглая попытка «размывания» долей этих активов, чтобы Украине достались лишь крохи, а не кусок пирога. Не будем забывать и о практиках печально известных «черных нотариусов», детально нами описанных, которые отчаянно «защищают» активы санкционированных лиц и бросают все возможные ресурсы на противодействие санкционным процессам, буквально закрывая глаза на то, что они проводят нотариальные действия с подсанкционными лицами.

Все эти примеры красноречиво иллюстрируют насущную потребность государства в дополнительных предохранителях от попыток обойти или нарушить наложенные санкции, вывести из-под санкций активы частично или полностью, заблокировать переход этих активов в государственную собственность или любые дальнейшие действия с этими активами. К сожалению, способов сделать это очень много, и редко кто из лиц, находящихся под санкциями, не пытается «повлиять на ситуацию» вопреки вынесенному СНБО решению о санкциях. Поэтому дополнительные предохранители, предложенные законопроектом, необходимы. Конечно, вряд ли они перекроют все схемы или устранят все средства противодействия санкциям, но они по крайней мере установят уголовную ответственность за неуемное желание переиграть государство.

Источник материала
loader
loader