Надежда среди обломков: как модульные школы меняют жизнь в громадах
Надежда среди обломков: как модульные школы меняют жизнь в громадах

Надежда среди обломков: как модульные школы меняют жизнь в громадах

Надежда среди обломков: как модульные школы меняют жизнь в громадах

«У нас есть дети, которые никогда не видели парту, не знают, что брать в школу. Им сложно общаться вживую с одноклассниками и учителями», — услышала я от руководителя отдела образования одной из громад на юге страны, где в мае открыли модульное учебное пространство.

В поселке больше 250 детей, которые уже пятый год не ходят в школу из-за ковида и полномасштабной войны. И если для взрослого человека четыре-пять лет — это период, то для детей и подростков — полжизни. И именно та ее часть, когда формируются и закрепляются навыки общения и построения отношений и развивается эмоциональный интеллект.

Потеряв это время в онлайн-изоляции, молодые украинцы не только отстают от учебной программы, но и утрачивают возможность заложить базу мягких навыков. А они необходимы как для их личного будущего — работы, семьи, отношений с окружением, так и для перспектив восстановления и развития страны, которой нужны профессионалы, умеющие общаться. В Украине уже слишком мало людей, чтобы позволить себе терять еще и потенциал детей и подростков — целого поколения — из-за отсутствия очного образования.

Возвращение школьников в классы заложено в государственную политику. С деоккупированных территорий произошел отток населения, и, к сожалению, может не остаться для кого возводить капитальные сооружения. Вместе с тем политика восстановления ныне пренебрегает инструментом, который может открыть двери школ для детей уже сейчас. Это модульные учебные пространства, которые IREX в сотрудничестве с фондом savED с лета прошлого года установили в шести деоккупированных и пострадавших громадах.

Из чего состоят модульные школы? Шесть классов, учительская, cерверная, современные системы отопления и вентиляции, современный дизайн и техника (планшеты, ноутбуки, проекторы, интерактивные доски), автономное энергообеспечение, мини-спортивная площадка, туалеты с сохраненной приватностью, доступные для людей с инвалидностью, где есть горячая вода. Для сооружения такого пространства нужно несколько месяцев.

Фото предоставлено IREX

Образование больше не может ждать. И не должно

«У нас теперь школа, как в Америке», — сказал один из учеников первого модульного пространства. На самом деле такие решения используются в Европейском Союзе: частные школы в Польше (у которых мы и позаимствовали и усовершенствовали идею) и заведения реабилитации в Швеции устанавливают их, потому что это быстро и практично. В Украине сооружение таких пространств регулируется постановлением Кабинета министров 904 от 8 августа 2023 года, которое действует до окончания военного положения плюс один год.

Почему модульных пространств всего шесть, если громад, где дети не учатся очно, в несколько раз больше? Преграды есть как мировоззренческие, так и бюрократические.

Многие громады, где школы были дотла разрушены и восстановления новых нужно ждать несколько лет, отказывались от модульных учебных пространств из-за слова «модульный». Для них это было что-то новое и воспринималось исключительно как неудобный, холодный зимой и душный летом вагончик. Соответствие нормам ЕС, как и разрешение на использование от правительства Украины, не убеждали. Только там, где громады были открыты новому, такие пространства были установлены за несколько месяцев и вызвали восторг у школьников, родителей и учителей. «Теперь я спокойно могу вернуться на работу», — сказала мама пятиклассницы после открытия пространства на Киевщине.

Их используют 24/7 не только для обучения, но и для заседаний органов местного самоуправления, общественных собраний, клубов по интересам. Они комфортно перезимовали. Они раз в десять дешевле и могут служить до 20 лет как общественные или административные учреждения после того, как школы отстроят. К ним возят экскурсии из громад, которые, лишь увидев своими глазами, понимают, что «непривычное» не значит «непригодное».

Очень часто эти пространства — единственные публичные учреждения в громадах, где можно собраться и восстановить социальные связи, пообщаться, почувствовать, что ты не один со своими проблемами. Новое здание посреди куч кирпича, в которые российские атаки превратили помещения школ, клубов, кафе, магазинов и больниц, позволяет увидеть надежду на завтрашний день. Еще до полномасштабной войны третьей причиной оттока молодежи из меньших громад было отсутствие современной публичной инфраструктуры — «нечего делать в нашем городе или селе». Модульное учебное пространство оказалось многофункциональным якорем, за который цепляется надежда на достойную жизнь дома.

Фото предоставлено IREX

Что необходимо сделать, чтобы вернуть детям школы

Каждая из громад, которые решились установить модульное учебное пространство, взяла на себя смелость и ответственность преодолеть бюрократические преграды. Постановление №904 очень размыто определяет временные сооружения для жизнеобеспечения населения. И многие разрешительные учреждения интерпретируют «жизнеобеспечение» по-разному и не согласовывают введение в эксплуатацию таких заведений из-за неполного соответствия нормам для школ.

Да, в модульных сооружениях нет фундамента, столовой или химической лаборатории. Но решение архитектурно взвешено, должным образом спроектировано и пригодно для использование в украинском климате. Крыша не течет, пол не подтапливает, температура комфортная в любой сезон, электричество, вода и канализация есть, пожарная сигнализация и система оповещения о воздушных тревогах работают. Укрытия возле таких пространств — на расстоянии, рекомендованном ГСЧС. Эвакуационные выходы — из каждого класса.

Далеко не все полноценные школы имеют такие условия безопасности для пребывания. А главное: и ученикам, и учителям в этих помещениях комфортно. Хотя формально это временные сооружения, но фактически они лучше старых — холодных, недоступных и часто без санитарных удобств.

Учитывая критичность возобновления очного обучения, сейчас самое время обновить постановление №904 и четко прописать, что разрешенные сооружения включают и учебные. Это снимет сомнения в разрешениях и откроет двери к качественному образованию для тысяч детей. Более того, после окончания военного положения одного года будет недостаточно, чтобы отстроить школы и публичные заведения. Поэтому перспектива жизни этого постановления намного длиннее.

Фото предоставлено IREX

В начале проекта мы называли эти сооружения «временными образовательными пространствами» (ВОП). Но сменили название после двух недель функционирования первого. «Нет ничего временного в этом пространстве. Оно является центром жизни нашей громады», — высказалась директор школы на Киевщине.

Теперь мы называем их «Твое образовательное пространство», которое все еще является топ-решением для детей и взрослых.

Хотелось бы, чтобы больше громад были открыты к новым решениям для восстановления и не теряли время и людей. А государственная политика отображала реалии и поддерживала восстановление соответствующими законодательными инициативами. Это можно сделать уже сейчас на основе подтвержденного практического опыта и потребности. Образование не должно ждать.

Источник материала
loader
loader