Санкции Запада не повлияли на авиасообщение России: огромное количество деталей крупнейших в мире производителей самолетов Airbus и Boeing попадает в руки россиян, несмотря на запреты. При этом компании утверждают, что соблюдают санкционный режим.
Об этом 26 июня сообщает издание Yle в своем расследовании.
Масштабный анализ показывает, что после февраля 2022 года в Россию попали авиационные детали на сумму не менее миллиарда евро – несмотря на то, что такие поставки не должны быть возможны, ведь на российскую авиационную отрасль были наложены жесткие санкции, и они, как предполагалось, должны были парализовать, прежде всего, гражданскую авиацию.
Однако Россия создала сеть, с помощью которой она приобретает значительное количество авиационных запчастей для внутреннего использования. Их она использует для ремонта порядка 500 самолетов, которые она не вернула Западу, у которого арендовала. То есть, фактически, украла, хотя сама она кражей это не считает.
Критически важные для гражданской авиации компоненты, такие как двигатели, а также обычные принадлежности для пассажирских салонов, Россия получает через третьи страны, которые не находятся под санкциями. Среди закупаемых запчастей, есть и устройства, пригодные для военного использования, например, радиолокационные системы и бортовые компьютеры.
Бизнес впечатляет масштабом: так, в Россию попали запчасти Airbus на сумму по меньшей мере 600 миллионов евро и детали Boeing почти на 400 миллионов евро. Всё это произошло после февраля 2022 года, то есть после того, как Россия начала полномасштабное вторжение в Украину. Но реальные объемы поставок могут быть ещё больше.
Россия стремится получить, например, запчасти для Boeing 737-800 и Airbus 321. Finnair также использует самолеты Airbus 321.
При этом никто не покупает детали напрямую у Airbus и Boeing, а использует, например, посреднические компании, находящиеся в Турции, Китае и Объединенных Арабских Эмиратах. Кроме авиакомпаний, запчасти также производятся различными субподрядчиками.
На рынке доступны и подержанные запчасти. Однако таможенные данные не учитывают, идет речь о новых или б/у деталях. Производители, по сути, никак не могут повлиять на торговлю подержанными запчастями.
Airbus и Boeingотрицает любые сделки с Россией: они утверждают, что соблюдают санкции, хотя при этом умалчивают, как компании предотвращают попадание авиационных деталей в Россию через посредников.
Отдел журналистских расследований Yle изучил продажу авиационных запчастей, проанализировав международные таможенные данные. В ходе расследования было обнаружено около 4 000 поставок, содержащих детали Airbus или Boeing, в период с февраля 2022 года по сентябрь 2024 года. Более новые таможенные данные пока недоступны.
Данные показывают, что Россия создала огромную сеть, помогающую ей поддерживать и продолжать авиасообщение. Согласно анализу, в поставках авиационных деталей в Россию участвовало более 360 компаний по всему миру. Многие из этих компаний сейчас находятся в западных санкционных списках.
Крупнейшими странами-экспортерами были Объединенные Арабские Эмираты, центральноафриканский Габон, а также Китай и Турция. В некоторых случаях одна компания могла осуществлять более ста поставок Россию, но среди них также много фирм, которые произвели одну-две поставки.
С помощью посредников Россия смогла приобрести множество критически важных запчастей, включая совершенно новые двигатели для самолетов Airbus. Запчасти отправлялись в Россию десяткам различных компаний. Среди клиентов особенно выделяется S7 Engineering, которая описывает себя как ведущую российскую компанию, предоставляющую услуги по обслуживанию и ремонту западных самолетов. Она специализируется на самолетах Boeing и Airbus.
Российские покупатели деталей — в основном авиакомпании, выполняющие гражданские рейсы, но эти компании также находятся в западных санкционных списках, поскольку они приносят доход администрации Путина. Часть компаний находится в мажоритарной собственности российского государства, поэтому они имеют прямую связь с руководством страны.
Помимо приобретения деталей из дружественных стран, Россия также может обслуживать свои самолеты и менять в них запчасти в этих странах, поскольку это может быть проще и дешевле.
Напомним, после начала полномасштабного вторжения в Украину Европейский Союз и США ввели жесткие санкции в отношении авиационного сектора России. Оставшиеся ремонтируют с помощью "каннибализации" ‒ использование запчастей из других самолетов. В то же время Россия продолжает импортировать авиационную технику, обходя санкции через третьи страны.
В частности, только в 2024 году в Россию ввезли по меньшей мере 28 самолетов иностранного производства. Среди них – как самолеты малой авиации, так и крупные пассажирские лайнеры.
Зачастую самолеты, запрещенные к экспорту в Россию, в 2024 году поставляли через Турцию (11 раз). Также были зафиксированы случаи транзита через Оман (3 раза), Объединенные Арабские Эмираты и Германию (по 2 раза)., Швеция, Казахстан, Китай и Монголия.
В нескольких таможенных декларациях отправители были скрыты, но отмечены страны-торговцы, такие как Ирландия и Кипр.
Среди самолетов, ввезенных в Россию в обход санкций, 14 – американского производства, 7 – канадского, и еще 6 – французского. Telegram-чаты, предлагая помощь с импортом в Россию.