Мы недооценивали способность младенцев к обучению, считают ученые
Мы недооценивали способность младенцев к обучению, считают ученые

Мы недооценивали способность младенцев к обучению, считают ученые

Мы недооценивали способность младенцев к обучению, считают ученые

Ранее общепринятым было мнение, что дети лишь впитывают информацию, как губка. Новое исследование это опровергает.

Когнитивист Франческо Поли (Francesco Poli) из Кембриджского университета в Великобритании исследовал реакцию младенцев на внешние раздражители. Эксперимент показал, что в восьмимесячном возрасте дети уже активно анализируют информацию и меняют стратегии обучения в зависимости от внешних раздражителей, сообщает Earth.com.

В исследование привлекли 38 младенцев. Средний возраст подопытных малышей — 7,7 месяца. Эксперимент проводился с разрешения родителей и при их активном участии. Семьи дополнительно заполняли вопросник для определения раннего темперамента ребенка.

Команда профессора Поли показывала малышам экран, на котором появлялся и исчезал сказочный персонаж. В одних случаях его появление можно было спрогнозировать. В других он менял свою локацию неожиданно. Пока малыш смотрел этот своеобразный мультик, ученые отслеживали движение глаз и реакцию зрачков.

Такой специфический способ наблюдения объясняется тем, что исследовать младенцев в целом сложно. Дети не могут рассказать, что они чувствуют или думают. Или как-то предметно показать это. Более того, им трудно долго фокусировать внимание.

Но науке известно о том, как сужаются и расширяются зрачки в ответ на различные раздражители. Диаметр меняется, когда мы к чему-то готовы или когда застигнуты врасплох. Глаз точно передает различные процессы в мозге во время нашей адаптации к внешней среде. Поэтому динамический мультик и отслеживание зрачков стали оптимальным вариантом для исследования когнитивных процессов в мозге маленьких детей.

Эксперимент показал, что младенцы отнюдь не пассивные накопители информации, хотя этот тезис был общепринятым ранее. Детский мозг в восьмимесячном возрасте способен воспринимать информацию и делать из нее выводы.

Когда сказочный герой появлялся в том же самом месте, малыши обращали взгляд на зону его появления заранее. Так же дети переводили взгляд на участки экрана, где фантастический зверь должен был гипотетически появиться, если раньше он исчезал и появлялся, двигаясь по условной линии.

Зрачки сужались, когда сказочный персонаж вел себя предсказуемо. И расширялись, когда его поведение внезапно менялось. Тогда дети начинали заново высчитывать последовательность и искать логику в его появлениях.

В зависимости от темперамента ребенка, его зрачки по-разному реагировали на поведение сказочного монстрика. Более бдительные и плаксивые малыши воспринимали как весомую переменную даже незначительные отклонения в движениях персонажа. Спокойные и жизнерадостные дети почти не обращали внимания на мелкие изменения поведения фантастического зверя на экране.

Профессор Франческо Поли отмечает, что эксперимент дает нам лучшее понимание того, как мозг адаптируется к волатильности — этим словом ученые описывают человеческую способность привыкать к изменчивости внешнего мира. С его научной статьей на эту тему можно ознакомиться в издании Science Advances.

Если способ адаптации можно исследовать в таком раннем возрасте, то это открывает новые возможности в профилактике психических расстройств, таких как депрессия и тревожность. При условии дальнейших расширенных исследований, ученые смогут разработать прикладные методы диагностики. А родители смогут получить рекомендации по изменениям в воспитании, чтобы заботиться о ментальном здоровье детей с самого детства.

"Но это все еще предположения. Чтобы иметь возможность утверждать что-то с уверенностью, необходимы лонгитюдные исследования (когда за испытуемыми наблюдают длительный период времени — Ред.)", —отметил Франческо Поли.

Мировая тенденция по подстраиванию воспитания и образования под фазы развития детей проявляется и в Украине. Чем больше мы знаем, как работает детский мозг и нервная система, тем лучшие методы обучения можем подбирать. Если раньше нейроотличных малышей изолировали в отдельных заведениях или клеймили как непослушных/неспособных, то сейчас активно пропагандируется инклюзивность. О достижениях и недостатках в этой сфере читайте в материале Оксаны Драчковской под названием "Неудобные дети" .

Источник материала
loader
loader