Может ли Украина заговорить по-английски?
Может ли Украина заговорить по-английски?

Может ли Украина заговорить по-английски?

Может ли Украина заговорить по-английски?

Что предлагает государственная концепция Программы содействия изучению английского языка в Украине и что на самом деле работает

«Образование — система принудительного невежества. Оно способно разве что дать простор для интереса ученика», — сказал Ноам Чомски, живая легенда и, без преувеличения, один из самых известных педагогов современности. Эти слова стоит вспомнить на фоне принятия правительством Государственной целевой национально-культурной программы содействия изучению и применению английского языка в Украине на 2026–2030 годы (далее — Концепция). Проанализирую ее как практик — преподаю английский и для взрослых, и для детей, являюсь автором программ и платформы по изучению английского.

Зачем Украине английский и почему старые подходы не работают

Вряд ли стоит объяснять, почему европейской стране, каковой является Украина, нужно знать английский. Поэтому в своей основе идея распространять и поддерживать изучение английского языка — правильная. Главное — как именно ее реализуют.

Вспомним, сколько уже было попыток улучшить уровень владения английским: национальный проект по популяризации английского Future Perfect, курсы английского для служащих и учителей при поддержке международных партнеров и местного самоуправления, инициатива GoGlobal. Но проблемы остаются.

Индекс владения английским языком от Education First (EF English Proficiency Index) в 2024 году поставил Украину на 40-е место в мире среди 113 стран после Грузии, Беларуси, Армении, Молдовы. Общая наша оценка — «средний уровень». Эти данные базировались на результатах стандартизированных онлайн-тестов по английскому языку EF Education First, сданных взрослыми разных стран в 2023 году.

Директор УЦОКО о результатах НМТ: хуже всего сдают математику, а с историей, украинским и английским все хорошо

Казалось бы, средний результат — это не так и плохо. Но учтем, что тестирование охватывает не всю страну. По данным рейтинга, самые большие успехи продемонстрировали жители Львова и Киева. А какие результаты были бы в маленьких городках и селах, да и в целом по стране, если бы все ее граждане взрослого возраста вдруг сдали эти тесты? Учтем также, что тестирование проходили люди, интересовавшиеся английским и готовившиеся к нему.

А по стране ситуация следующая. Согласно данным КМИС, на которые ссылаются авторы Концепции, в Украине только 51% граждан владеют языком на минимальном уровне, из них только 23% могут читать, писать и общаться на этом языке на бытовом и даже на профессиональном уровнях.

Почему показатели знания английского украинцами такие невысокие

Авторы концепции называют несколько основных причин:

  • недостаточная квалификация преподавателей языка;
  • ограниченный доступ к изучению английского языка в регионах и сельской местности (из-за кадровых проблем, нехватки ресурсов);
  • низкая мотивация к обучению у взрослого населения;
  • недостаточная поддержка использования английского языка в профессиональной деятельности;
  • отсутствие инфраструктуры для самостоятельного изучения английского — нет общедоступной национальной платформы с современными учебными материалами.

Да, все это соответствует действительности. Но как преподаватель-практик и автор ряда успешных образовательных проектов я уверен, что все эти проблемы являются следствиями одной, фундаментальной — принципиально неправильного подхода к изучению языков, укоренившегося в нашей стране, наверное, еще с советских времен «железного занавеса».

Как заинтересовать детей учить иностранный язык. Советы преподавательницы английского

Согласно этому подходу, до сих пор господствующему в официальных учебных программах, знание языка и опыт его применения идут даже не рядом. Сначала люди зубрят слова, грамматические конструкции, «чтобы было», а уже потом учатся применять их в живом общении. То есть у нас до сих пор считается, что знания — это предпосылка языковых действий. Что знания нужны, чтобы избежать неопределенности в коммуникации, поиске слов, путанице. Хотя должно быть наоборот — действие должно приводить к знанию языка. А поиск, путаница и даже ошибки — это как раз нормальные вещи в творческом процессе обучения. Более того — чтобы овладеть каким-нибудь языком, человеку нужно догадываться, выкручиваться, тупить и иногда даже терпеть поражение. То есть знания должны быть следствием опыта, а не условием его получения. Они не должны идти отдельно от общения на языке, его практического использования.

Именно потому, что коренным образом не меняется подход к изучению языка, не дают ощутимый результат новые многочисленные программы и инициативы.

Политика, деньги и языковой барьер: что предлагает государство

Концепция Государственной программы имеет амбициозные цели: повысить уровень владения языком, обновить методы обучения, расширить доступ к курсам и создать национальную экосистему для изучения английского языка на всех уровнях — от детсадов и до рабочего места.

На реализацию программы планируется потратить 437,8 млн грн (почти полмиллиарда), чтобы через несколько лет страна получила такие результаты:

  • кинотеатры покажут англоязычные фильмы 120 раз за год;
  • учителя еще повысят квалификацию;
  • будет создано еще больше учебного контента на английском, расширен доступ к цифровым ресурсам (платформам и мобильным приложениям) для обучения;
  • к сотрудничеству будут привлечены общественный сектор, международные партнеры.

Эти меры должны привести к:

  • росту доли граждан, владеющих языком хотя бы «на определенном уровне», на 9% (с 51 до 60%), вместе с тем количество тех, кто может читать, писать и общаться на бытовом уровне, должен вырасти на 3% (с 25 до 28%);
  • повышение квалификации 90% учителей;
  • продвижение позиции Украины в рейтинге EF English Proficiency Indeх как минимум на два пункта — до 38-го места.

На первый взгляд, все выглядит перспективно. Но как автор образовательных программ хочу задать несколько неприятных, но важных вопросов о том, куда на самом деле пойдут деньги этой программы.

Повышение квалификации учителей

Дело полезное, но не в том виде, как это происходит сейчас. Потому что на практике это обычно превращается в обязательную формальность, которая редко имеет реальную ценность. В то же время по правилам затурканные педагоги вынуждены терпеть ее от 150 часов в год. Если курсов будет больше, станут ли они принципиально качественнее?

Во всех заведениях дошкольного образования Украины дети 5-6 лет будут обязательно изучать английский язык — Смирнова

По результатам исследования Минцифры и British Council, проводившегося в рамках национальной языковой программы Future Perfect, ситуация выглядит так. Среди школьных учителей английский на уровне выше В1:

  • 63% понимают язык на слух;
  • 45% говорят;
  • 60% читают;
  • 40% пишут.

Вместе с тем по слушанию и чтению около 6% учителей имеют уровень А.

Итак, очевидно, что в профессиональной подготовке педагогов большим препятствием до сих пор остается коммуникативная составляющая речи, в то время как накопление знаний не представляет сложности. Собственно, это еще одна иллюстрация фундаментальной проблемы, о которой шла речь выше. Коммуникативная методика — подход фантастической красоты — превратилась в великое множество глянцевых учебников и новую форму зубрежки почти во всех школах мира.

Поэтому одного лишь обновления образовательных программ для учителей и школьников недостаточно. Нужны коренные изменения в подходах к преподаванию.

Моя практика работы с педагогами подсказывает: для профессиональной подготовки и переподготовки важно, чтобы учителя получили новый опыт погружения в язык, почувствовали его как динамическую живую систему, а не сборник параграфов, слов и таблиц. Нужно коренным образом изменить представление о том, как должно проходить обучение, — через свободное исследование учениками языка, интерес (и учителя, и ученика), педагогическую свободу и возможность внедрять свободные активности на уроках. Задача педагога — создать ученикам поле для исследований, мотивировать — и не мешать.

Но большинству учителей ближе роль контролера, они, скорее, препятствуют ученику исследовать язык, чем помогают. И это превращает обучение в процесс зубрежки правил и заполнение колонок с оценками в журнале.

Мне приходилось выступать перед учителями на курсах повышения квалификации. И однажды, после пламенной речи о свободной деятельности учеников, исследованиях и проектах, нестандартных задачах, одна учительница искренне и серьезно спросила: «А как тогда их контролировать?».

В Украине поставили рекорд на самый продолжительный урок английского языка онлайн - 96 часов

Нам нужны реальные системные изменения в подготовке учителей и языковом образовании, а они невозможны без системной реформы образования, в частности и педагогической. И, наверное, без смены поколений учителей. Впрочем, эта тема заслуживает отдельного разговора.

А как насчет мотивации?

У людей, не знающих английского языка, чаще всего нет мотивации его изучать. Часто это — результат среды, не создающей реальной потребности учить иностранный язык. А создать такую среду — чрезвычайно дорого.

Даже тех, у кого средний уровень английского, нужно убедить потратить время и усилия на эффективное обучение действенным методам изучения языка. Как это донести до них — не риторические вопросы. Ведь внешних стимулов недостаточно. Требование к научным работникам, чиновникам, студентам знать язык работает только для ограниченного круга людей.

Смогут ли новые доступные курсы, новый англоязычный контент, предусмотренный Концепцией, заинтересовать и убедить человека: «На этот раз точно выучишь»? Здесь важно, кто его будет готовить. В Концепции программы указано, что к ее реализации правительство привлечет разных партнеров, в частности и международных. Кто это будет — не сообщают. Будут ли их методы принципиально отличаться от традиционной зубрежки и достаточно мощно навязывать или предлагать эффективные подходы?

Будет ли новый контент действительно новым?

Программа предусматривает создание учебного контента. Но его и сейчас достаточно. Вопрос в другом — чем этот новый контент будет лучше всех имеющихся ресурсов? Будет ли он интересным? Очевидно, что он должен быть не просто качественным, но и эмоционально увлекательным, индивидуально адаптивным, жизненно полезным. Если этого не будет, любая новая цифровая платформа или новый курс с устаревшим скучным контентом превратится в галочку в отчете, а не в эффективное решение. А новая государственная программа просто будет масштабировать то, что уже есть, только за дополнительные деньги. Соответственно, и результат не изменится.

Как достичь целей Концепции

Авторы Концепции видят два пути достижения ее целей. Первый, традиционный, об опасности которого я рассказал выше, — это распространение уже существующих программ и методик. Второй, так называемый комплексный, предусматривает создание новой инфраструктуры для изучения английского языка, обеспечение доступа к интерактивным учебным материалам, курсам для разных уровней и целевых аудиторий.

Минобороны и Генштаб хотят, чтобы к 2026 году каждый военный свободно говорил на английском

Мне больше импонирует второй подход, но при условиях реального обновления контента и формата работы с ним. Ведь и сейчас есть много приложений и платформ, которые якобы должны помогать в изучении и распространении английского, но до сих пор каждый пятый украинец может читать и писать на английском лишь минимально, как свидетельствует опрос КМИС.

По моему мнению, самый эффективный способ достичь целей системно — создать для украинцев бесплатное приложение наподобие Duolingo, но гораздо лучше. Приложение, которое сделает правильный метод неминуемым и подаст его в игровой форме. Желательно, чтобы он давал возможность работать с любым контентом и тренировал навыки гибко: эмоционально, в зависимости от уровня, и индивидуализировано, под реальные задачи ученика.

И это не так дорого, как кажется. Знаю это по собственному опыту, потому что не только преподаю английский, но и являюсь автором бесплатной платформы LingvaSkills (www.lingva.ua). С 2018 года это самый массовый образовательный продукт в Украине. И хотя он пользуется спросом и получает одобрительные отзывы (316 тысяч пользователей, до 12% — окончили курс с сертификатом, 83 миллиона выполненных упражнений), по-хорошему он уже устарел и нуждается в замене на нечто более современное, интересное — с ИИ, приключениями и эмоциями. Стоимость разработки в 2018 году составляла 120 тыс. грн. Сравним с общим бюджетом в полмиллиарда гривен…

Как учить английский, пока мы ждем реализации концепций от государства

И в завершение — несколько советов, что может сделать уже сегодня каждый украинец, чтобы учить английский язык, не ожидая помощи от государства.

Главное правило: не учите язык как цель, пользуйтесь им как инструментом: для понимания, сотрудничества, наслаждения, заработка, продаж, собеседований, презентаций. Если вы просто зубрите грамматику, не применяя ее в реальной жизни, — это все равно что изучать инструкцию к велосипеду вместо того, чтобы сесть и поехать.

Потребляйте. Читайте, слушайте, смотрите на английском то, что вам интересно. Самый простой способ — заведите себе новую учетную запись в YouTube и выбирайте там только англоязычный контент и только о том, что действительно интересует. Вы должны делать это не ради изучения языка, а ради содержания. Смотрите на английском Netflix, Audible, слушайте подкасты, адаптированные аудиокниги и другой comprehensible input (поищите, что это такое).

Выбирайте качественные приложения. И сейчас есть доступные украинцам приложения для изучения языка — платные и бесплатные. Например, приложение LingQ сейчас бесплатное для украинцев. Хотя оно и немного неудобное, я все же рекомендую его своим ученикам. Свободный доступ получите, написав в поддержку (выберите украинский язык интерфейса). Также некоторым может понравиться Linguin для чтения и HelloTalk или Tandem для общения.

Сколько времени нужно, чтобы перейти с A2 на B1: реальные примеры

Общение с ИИ письменно или голосом нужно ценить ровно настолько, насколько много эмоций оно вызывает, насколько является частью выполнения реальных жизненных задач.

Разговаривайте, даже когда тяжело. Запишите на видео на английском историю из своей жизни. Не получилось? Тем лучше. Запись покажет выражения, которых не хватает или не удается вспомнить. Получите их у специалиста или ИИ, переведите, выпишите. После этого попытайтесь пересказать историю еще раз. На этот раз будут новые сложности, не все из выписанного вспомнится, в голову будут приходить новые формулировки… Просто попытайтесь еще раз без подсказок. Пересмотрите запись, выпишите новые выражения… За плюс-минус неделю вы научитесь легко рассказывать одну историю, а может, и больше. Дальше будет легче.

Интеграция. Сделайте язык нормой жизни. Телефон, компьютер, телевизор, а также внутренний диалог с собой — все на английском. Представьте себе, что вы — англоязычный человек. Сделайте английский нормой общения между вами и несколькими друзьями. Договоритесь: «Все, что можем, говорим по-английски или хотя бы пытаемся».

Избегайте зубрежки. Если какое-либо приложение предлагает запоминать бесконечные списки слов или сознательно анализировать правила и проходить множество тестов на их запоминание — не теряйте времени. То же касается и учителя: если он передает вам знания о языке ради самих знаний, а не тренирует для жизни, — это тоже форма зубрежки, и она не работает.

Основная причина, почему в некоторых странах больше людей владеют английским лучше, — не в законах и не в обязательных курсах, а в доступности контента и использовании языка как культурной нормы, как инструмента для реальной жизни: чтобы учиться, работать, понимать, общаться, достигать…

Итоги: шанс на прорыв или имитация?

Итак, инициатива правительства — шаг в правильном направлении. Но Концепция — это лишь общие стратегические представления. Непонятно, будет ли этот шаг адекватным и достаточным, современным и актуальным. Кто будет партнерами государства в реализации концепции? Специалисты, небезразличные общественные активисты, которые могут создать платформы и приложения, мероприятия, события, тренды? Или те, кто просто будет зарабатывать на грантах и завернет старые идеи в новые красивые обертки? Эти вопросы остаются открытыми. Но от них зависит, станет ли новая концепция прорывом.

Источник материала
loader