Великобритания остановила производство истребителей Eurofighter Typhoon из-за отсутствия новых заказов, что вызвало опасения внутри страны относительно угрозы потери критически важных навыков аэрокосмической промышленности в Великобритании, пишет The Financial Times.
На протяжении десятилетий Typhoon собирали на заводе BAE Systems в Уортоне, графство Ланкашир. Однако сейчас работы на финальной сборочной линии свернуты, поскольку завод готовится к поставке последнего истребителя Typhoon для Катара в рамках заказа на 5 миллиардов фунтов стерлингов от 2017 года.
"В ангаре есть один реактивный самолет, но он фактически ждет несколько деталей и покраски. Что касается основной сборки, то она завершена, и на ней не работают никакие работники", — сказал представитель профсоюза завода.
Правительство Великобритании не заказывало новые самолеты с 2009 года, а дальнейшие экспортные заказы с Саудовской Аравией и Катаром еще не согласованы.
Издание заявляет, что если в ближайшее время новых заказов не будет, может произойти потеря важных промышленных навыков, необходимых для создания истребителей следующего поколения.
Самолеты Typhoon строятся общеевропейским консорциумом, в состав которого входят BAE, Airbus и Leonardo, причем каждая компания производит различные детали для каждого самолета. Они также управляют линией окончательной сборки в каждой стране-партнере — когда страна-партнер заказывает самолеты или возглавляет экспортную сделку, она собирает самолет.
BAE все еще строит передние фюзеляжи для Typhoon, заказанных другими странами, но затем они отправляются в Европу для окончательной сборки.
Недавнее решение британского правительства приобрести истребители F-35 американского производства, а не взять на себя обязательства по новому заказу на самые современные Typhoon, снова разожгло дискуссии относительно оборонных приоритетов. Хотя Великобритания обязалась модернизировать свои нынешние самолеты Typhoon, в частности установить новый радар, она является единственной страной в консорциуме, которая не заказывала самую новую модель.
Министр обороны Великобритании Джон Хили на прошлой неделе отказался комментировать вопрос о перспективах нового заказа, но заявил, что недавний стратегический обзор обороны подтвердил важность самолетов Typhoon и необходимость модернизации.
Хили также сообщил комитету по вопросам обороны, что Великобритания планирует закупить партию из 27 истребителей F-35, которые начнут поступать до конца десятилетия, 15 из которых будут модификации F-35B, то есть пригодными для базирования на авианосце. Остальные 12 будут модификации F-35A с возможностью нести тактические ядерные бомбы.
Руководители отрасли утверждают, что переговоры о получении новых экспортных заказов на Typhoon из Катара, Саудовской Аравии и Турции продвигаются.
Редактор журнала "Aerospace" Королевского аэронавтического общества Тим Робинсон, говорит, что перерыв в "непрерывной сборке боевых самолетов в Великобритании, вероятно, будет лишь временным". В то же время он добавляет, что "чем дольше перерыв, тем больше риск потери ключевых навыков и критически важного опыта, которые потребуются для истребителей следующего поколения".
Компания-производитель BAE заявила, что имеет "опыт реагирования на изменение требований программы Typhoon, чтобы обеспечить сохранение специализированных навыков".
"Высокий уровень заинтересованности, преданности и инвестиций в самолет со стороны нынешних и потенциальных клиентов вселяет нам уверенность в том, что производство Typhoon в Великобритании продолжится и в следующем десятилетии", - добавили в BAE.
Министерство обороны Великобритании утверждает, что Typhoon будет оставаться "основой противовоздушной обороны Великобритании как минимум до 2040-х годов". В то же время будущие инвестиции в Typhoon "зависят от Плана оборонных инвестиций, который будет опубликован позже в этом году".