Тибет после Далай-ламы XIV: найдутся ли силы для сопротивления Китаю
Тибет после Далай-ламы XIV: найдутся ли силы для сопротивления Китаю

Тибет после Далай-ламы XIV: найдутся ли силы для сопротивления Китаю

Вопрос Тибета всегда был источником большой тревоги и обеспокоенности для Коммунистической партии Китая и ее лидеров – от Мао до Си Цзиньпина.

Одно из первых решений Мао после прихода к власти в 1949 году – отправить войска и аннексировать Тибет.

Читайте также
Реинкарнация Будды и надзор партии. 90 лет борьбы далай-ламы с Китаем – что дальше

Свидетельством того, насколько власти Китая обеспокоены Тибетом, является тот факт, что Пекин до сих пор выпустил 18 "белых книг" о Тибете, последнюю из которых – в марте 2025 года. Причина такого количества этих документов, которые по сути являются пропагандой и дезинформацией, заключается в том, что после более чем семи десятилетий контроля Китай все еще пытается легитимизировать свою незаконную оккупацию Тибета.

Тибетский народ и культура существенно отличаются от китайских. У Тибета собственная независимая история, а глубокая вера тибетцев в буддизм и Далай-ламу представляет прямую угрозу принципу "одна партия, один лидер, одна культура", который преобладает в КПК и у Си Цзиньпина.

Хотя Китай и контролирует территорию, власти продолжают испытывать тревогу, и эта тревога проявляется в жесткой политике и ограничениях базовых прав человека. С тех пор как Си пришел к власти, он усилил политику ассимиляции и синизации, при которой власти пытаются превратить все тибетское – язык, культуру, религию, идентичность – в китайское.

По данным Госдепартамента США, в тюрьмах сейчас содержится от 500 до 2000 тибетских политических заключенных. Но если учитывать отрицание базовых прав и политику ассимиляции, можно сказать, что под репрессиями находится фактически все население Тибетского нагорья – около 7 миллионов человек.

Несомненно, Китай принес в Тибет значительное материальное развитие – инфраструктуру: дороги, туннели, мосты, аэропорты и так далее. Жизнь людей улучшилась. Однако этот прогресс в основном выгоден увеличившемуся числу ханьских китайцев, которые мигрировали сюда добровольно или поощрялись государством.

Согласно переписи 2020 года, ханьцы составляют более 12% населения Тибетского автономного района, а в городах вроде Лхасы – значительно больше. Экономическое развитие происходит ценой утрат для тибетской культуры и окружающей среды. Тибетская культура, язык и образование подвергаются синификации, и при нынешних темпах в ближайшем будущем тибетские территории будут мало отличаться от других китайских городов.

Основные проблемы тибетской диаспоры – сокращение численности населения, хрупкое лидерство, а также преклонный возраст Далай-ламы, которому сейчас 90 лет.

Количество тибетских беженцев в Индии и Непале за последние два десятилетия значительно сократилось. Если раньше их было около 150 тысяч, то сейчас – около 75–80 тысяч.

Причины сокращения: низкий уровень рождаемости, очень мало новых беженцев из Тибета (до 2008 года около 3000 в год, теперь – меньше 100), а также значительная миграция тибетцев в Северную Америку, Западную Европу и Австралию.

Преданность и лояльность тибетцев к 14-му Далай-ламе практически абсолютна. Значительным наследием 14-го Далай-ламы является вклад в демократизацию тибетской политики и сообщества. Однако этот путь оказался трудным для тибетцев. Сообщество, хоть и небольшое, имеет многочисленные сектантские расколы, и неизвестно, станет ли преемник таким же объединяющим лидером, как нынешний Далай-лама.

Еще одно испытание – сохранение культуры, языка и идентичности. Ранее тибетцы жили компактно в Южной Азии, в тесных сообществах, где культура и язык процветали. Сейчас же сообщество разбросано по миру, тибетцы испытывают давление интеграции. Молодое поколение плохо владеет тибетским языком, слабо знает историю и наследие.

Читайте также
Американское оружие на паузе: откуда ветер дует и при чем здесь Китай

Период после 14-го Далай-ламы будет новым и неизвестным. Для тибетцев это будет похоже на семью, потерявшую отца и главного защитника. Многочисленная поддержка, которую тибетцы получают от индийского правительства и международного сообщества, связана именно с Далай-ламой. Сохранится ли эта поддержка после его ухода?

Далай-лама – ключевое связующее звено между малочисленной диаспорой (менее 1% общего тибетского населения) и 99% тибетцев в Тибете. Его отсутствие поставит под вопрос эту связь.

Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.

Статьи, публикуемые в разделе "Мнения", отражают точку зрения автора и могут не совпадать с позицией редакции LIGA.net
Теги по теме
Китай
Источник материала
loader
loader