Как оценить качество школьного обучения и почему количество отличников не показатель. Опыт Британии
Как оценить качество школьного обучения и почему количество отличников не показатель. Опыт Британии

Как оценить качество школьного обучения и почему количество отличников не показатель. Опыт Британии

Как оценить качество школьного обучения и почему количество отличников не показатель. Опыт Британии

Что такое добавленная стоимость в образовании

Если бы мне выпал уникальный шанс изменить что-то одно в украинской системе образования, я, без сомнения, внедрила бы концепцию добавленной стоимости.

Чтобы объяснить эту непростую идею, воспользуюсь простым примером. Представим, что в системе образования есть три внешних оценивания — условные ВНО (или НМТ): после младшей, средней и старшей школы. Все они имеют одинаковую шкалу — максимум 200 баллов.

Итак, ученик Петренко после младшей школы получил 150 баллов (в среднем по всем предметам). Если он продолжит учиться в том же темпе, можно ожидать, что и после средней школы его результат будет примерно таким же.

И вот, сдавая второе ВНО, Петренко набирает 155 баллов. Кажется, все замечательно: пять баллов прогресса. Но не спешим с выводами.

Представим, что МОН опубликовало статистику предыдущего года: ученики, имевшие те же стартовые 150 баллов, после средней школы в среднем набрали 160. Таким образом, 160 баллов — это условный «нулевой уровень», то есть ожидаемый результат без снижения или роста эффективности обучения.

Следовательно, Петренко немного не дотянул до уровня, которого должен был достичь. Это не только о его способностях. Это звоночек, который позволяет спросить, получил ли он достаточно качественное обучение?

Теперь представим эту же логику, но на уровне школы. Мы анализируем средний результат всех учеников. Если школа на уровне страны, это хорошо. Но если она стабильно демонстрирует более высокие результаты, чем средний по стране, это уже показатель ее настоящей эффективности.

Мечтаем дальше.

  1. Данные о добавленной стоимости доступны школам не после того, как ученики уже сдали ВНО, а за несколько месяцев до этого (например, в феврале). Учитель и школа получают отчет с целевой оценкой для каждого ученика и прогнозом на основе пробных экзаменов.
  2. Данные о добавленной стоимости есть не только на основе «входного» ВНО, но и по предметам. То есть мы знаем, что в среднем по стране дети сдали математику на 140, а английский язык — на 170.
  3. Данные предоставляются в связке с демографическими характеристиками: полом, социально-экономическим статусом учеников, особыми образовательными потребностями.
  4. Все средние данные по стране автоматически загружены в программное обеспечение школы. И ее задача лишь внести фактические данные учеников, чтобы получить аналитические отчеты по классам, ученикам, предметам, учителям.

Я уверена, что такая концепция кардинально изменила бы то, чем занимаются директора школ, учителя и ученики на уроках, а также само МОН. Она повлияла бы на наше представление о качественном образовании и на рейтинги школ, требовала бы других компетентностей от менеджмента школ и учителей, обусловила бы другое отношение к детям с особыми образовательными потребностями.

Подведу итог преимущества концепции добавленной стоимости в образовании.

  1. Справедливое оценивание школ и учителей. Этот подход позволяет избежать предвзятых суждений о том, что школа, работающая с детьми из социально незащищенных групп, может иметь более низкие результаты, чем «элитная», но по добавленной стоимости может показать гораздо большую эффективность.
  2. Объективная основа для финансирования. Добавленная стоимость позволяет обоснованно распределять государственные средства: инвестировать в школы, которые демонстрируют реальный прогресс, а не просто имеют высокие баллы на входе. Вместе с тем государство получает четкий сигнал, какие школы системно не обеспечивают прогресс учеников и потому нуждаются в усиленном надзоре и поддержке, а в случае неспособности исправить ситуацию их могут реорганизовывать.
  3. Поддержка индивидуального подхода. Ученика с более низкими стартовыми результатами, который достиг значительного прогресса, оценят не хуже, чем отличника, который не развился. Это мотивирует школы поддерживать каждого, а не сосредоточиваться только на «удобных» учениках.
  4. Реальные данные для улучшения политик. Благодаря добавленной стоимости, государство получает инструмент для анализа того, что действительно работает, какие методики, программы, модели управления приносят результат.
  5. Толчок к развитию педагогического мастерства. Учителя начинают ориентироваться не только на оценки, но и на реальное развитие учеников. Это меняет формальную культуру обучения на результативную.
  6. Инструмент для эффективного внутреннего управления школой. Анализ добавленной стоимости позволяет администрации школы видеть, какие именно предметы или учителя демонстрируют высокий прогресс учеников, а где есть проблемные зоны. Это не для наказания, а для поддержки. Например, чтобы помочь учителю, разработать целевые тренинги или адаптировать учебные программы. Таким образом, школа может не интуитивно, а на основе данных принимать управленческие решения.
  7. Подотчетность МОН. Министерство становится не просто органом контроля, а аналитическим центром, который формирует политику на основе доказательств, развивает национальную стратегию образования и внедряет изменения не сверху вниз, а в диалоге с реальностью.

Концепция добавленной стоимости уже давно и успешно работает в британском образовании, помогая всем участникам образовательного процесса думать стратегически, но вместе с тем сосредоточиваться и на развитии каждого отдельного ребенка. Почему бы не взять этот опыт за основу реформ в Украине? Мечты иногда сбываются, а иногда нет. Но вряд ли что-то изменится, если не мечтать. Не так ли?

Источник материала
loader
loader