Европейскому Союзу не удалось согласовать 18-й пакет санкций против России из-за позиции Словакии, которая связала свое согласие с вопросом энергетической безопасности. Об этом сообщает ряд европейских медиа со ссылкой на дипломатические источники.
В частности, Братислава блокирует санкционное решение, требуя гарантий по реализации плана RePowerEU, который предусматривает отказ ЕС от российских энергоносителей до 2027 года. Хотя формально этот вопрос не связан с санкциями, словацкое правительство использует его как рычаг давления.
"Я разочарована тем, что сегодня мы не смогли достичь согласия, хотя были очень близки к этому", - заявила глава европейской дипломатии Кая Каллас после встречи министров иностранных дел в Брюсселе, информирует DW.
По ее словам, Еврокомиссия уже предоставила Словакии все необходимые объяснения и гарантии. Теперь, по словам Каллас, мяч - на стороне Братиславы. Окончательное решение могут принять уже 16 июля, когда будут продолжаться технические переговоры.
В то же время, по информации агентства STT, Венгрия не отклонила санкции официально, но на этот раз не выражала активной оппозиции.
Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский выразил осторожный оптимизм и предположил, что компромисс удастся достичь в ближайшее время. Представители Германии, Швеции и Нидерландов призвали не медлить с согласованием нового санкционного пакета. А страны Балтии уже призывают к началу работы над следующим, 19-м пакетом.
Параллельно премьер-министр Словакии Роберт Фицо обнародовал на своих страницах в соцсетях часть переписки с Еврокомиссией - шаг, который редко встречается во время активных переговоров. В своем заявлении он назвал идею полного отказа от российского газа до 2027 года "бессмысленной" и напомнил, что действующий контракт между Словакией и "Газпромом" действует до 2034 года.
Как отмечают европейские дипломаты, во время длительных переговоров Еврокомиссия удовлетворила все требования Братиславы по плану RePowerEU. Сама Словакия перед 15 июля демонстрировала готовность достичь компромисса, однако окончательное решение остается открытым.