Опубликованный Европейской комиссией Кодекс практики в отношении систем искусственного интеллекта общего назначения (General-Purpose AI, GPAI) является дополнительным добровольным инструментом для внедрения положений Закона об ИИ. Документ устанавливает принципы прозрачности, соблюдения авторского права и безопасности разработки и использования таких систем. Ожидается, что его подписанты смогут работать с большей правовой определенностью в пределах ЕС, тогда как те, кто воздержатся от участия, вероятно, будут сталкиваться с дополнительными проверками, сообщает EuroNews.
По состоянию на последнюю неделю июля в число компаний, подтвердивших намерение присоединиться к Кодексу, входят американские разработчики искусственного интеллекта Anthropic и OpenAI. В своих заявлениях обе компании подчеркнули важность соблюдения принципов ответственного использования технологии и назвали Кодекс практическим шагом к регулируемому и прозрачному взаимодействию с европейскими рынками.
Президент Microsoft Брэд Смит сообщил, что его компания, скорее всего, также присоединится к инициативе, хотя окончательное решение еще не обнародовано. Другие крупные технологические компании, в частности Amazon и Google, пока воздерживаются от официальных комментариев относительно того, присоединятся ли к соглашению.
Компания Meta, напротив, стала первой и пока единственной крупной технологической компанией, которая заявила об отказе от подписания документа. По словам директора по глобальным делам Джоэла Каплана, Кодекс выходит за пределы положений Закона об искусственном интеллекте и создает новые правовые неопределенности для разработчиков моделей GPAI. Meta утверждает, что Европейский Союз "движется по ложному пути" в регулировании этой технологии, что может иметь последствия для инноваций.
Несмотря на отказ, Meta и все другие компании, работающие на европейском рынке, обязаны будут придерживаться положений самого Закона об искусственном интеллекте, который начинает действовать со 2 августа. Ученая Гри Хассельбальх, которая участвовала в разработке этических норм ЕС по ИИ, отметила, что подписание Кодекса не освобождает компании от выполнения требований закона.
"Компании, такие как Meta, которые решат не подписывать код, все равно должны будут соблюдать Закон об искусственном интеллекте. Подписание Кодекса является лишь формальностью. Им все равно придется его прочитать и соблюдать, чтобы понять, когда система искусственного интеллекта считается системой искусственного интеллекта общего назначения и что означают прозрачность, авторское право и безопасность в Законе об искусственном интеллекте", - говорит Хассельбальх.
Хассельбальх добавляет, что Закон, который устанавливает правила для регулирования ИИ в зависимости от уровня риска для общества, уже стал важным элементом в "глобальном геополитическом противостоянии". Его создание стало результатом продуманного демократического процесса, направленного на обеспечение правовой определенности для разработчиков и пользователей в пределах ЕС. При этом большинство систем искусственного интеллекта могут работать в рамках действующего законодательства без дополнительных требований, предусмотренных новыми правилами.
Европейская комиссия планирует опубликовать официальный перечень подписантов 1 августа. До этого времени компании, которые уже имеют на рынке модели GPAI, должны определиться с участием. Остальные смогут присоединиться к инициативе позже. Документ также требует одобрения государств-членов ЕС в рамках подгруппы Совета по искусственному интеллекту, а также утверждения Офиса по ИИ Еврокомиссии.
Недавно компания Meta официально запустила новое подразделение Superintelligence Labs, целью которого является разработка систем искусственного интеллекта, способных действовать на уровне или выше человека. Команда сформирована из бывших сотрудников ведущих компаний в области ИИ - OpenAI, Google DeepMind, Anthropic и Scale AI. Основатель Meta Марк Цукерберг лично участвовал в рекрутинге, предлагая потенциальным участникам миллионные контракты и выкуп стартапов. По внутренним документам компании, Цукерберг планирует инвестировать до $72 млрд в направление суперинтеллекта.