Накануне в Стамбуле состоялсятретий раунд переговоров между российской и украинской делегациями. Эксперт Регионального центра прав человека Екатерина Рашевская отметила, что эти переговоры завершились новой волной пропаганды РФ, в частности, главы российской делегации Владимира Мединского, относительно депортированных украинских детей.
На своей странице в Facebook Рашевская приводит ключевые цитаты Мединского и объясняет, как его слова противоречат фактам.
Мединский указывает, что якобы РФ завершила обработку списка детей, который получила во время второго раунда переговоров и, что "уполномоченные по правам человека и правам ребенка продолжают работу над этим списком". Рашевская отмечает, что у страны-агрессора нет собственного реестра (так называемого "списка") принудительно перемещенных детей с территории Украины. Этот реестр не видела ни Украина, ни Центральное справочное агентство Международного Комитета Красного Христа.
"Это отдельное нарушение РФ статьи 78 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, а также ряда других договоров, регулирующих право детей на воссоединение с семьей", - добавляет она.
Эксперт отмечает, что сначала россияне нашли в списке только пятерых украинских детей, которых могли бы вернуть на территорию Украины, но на прошлой неделе они репатриировали 11 детей на Родину.
Рашевская отмечает, что это свидетельствует о том, что под контролем России остается больше украинских детей и россияне об этом хорошо знают, однако ради собственных интересов они манипулируют возвращением детей в Украину, а также искажают масштабы.
Глава российской делегации заявил, что только 339 детей было в списке Украины, однако украинская сторона неоднократно заявляла, что это только первая группа детей и сейчас идентифицировано около 20 тысяч детей, находящихся на российской территории.
Мединский утверждает, что якобы значительная часть детей из списка никогда не находилась на российской территории.
Рашевская обращает внимание на то, что глава делегации РФ мог "забыть
российскую конституцию или же признал юридическую ничтожность изменений в нее и подтвердил, что оккупированные территории принадлежат Украине". Эксперт отмечает, что принудительное перемещение детей как в пределах ВОТ, так и депортация в РФ, является преступлением против человечности и военным преступлением.
Она также предполагает, что детей могли передать на усыновление в семьи граждан РФ с изменением персональных данных, а также, что они могли пострадать от торговли людьми, поэтому и место пребывания украинских детей не фиксируется в России.
Мединский сообщил, что в списке 50 человек были не детьми, а взрослыми. Рашевская напоминает, что Россия начала депортацию детей еще в 2014 году, поэтому часть детей уже стала совершеннолетними, однако она отмечает, что это никак не нивелирует обязанность немедленно вернуть этих совершеннолетних на территорию Украины.
Она также обращает внимание, что бывшие мальчики, которые принудительно получили гражданство РФ, стали мужчинами. На практике эти юноши подпадают под обязательную срочную военную службу с высоким потенциалом дальнейшей мобилизации. Рашевская отмечает, что юношам уже не удастся просто так пересечь российскую границу.
Очередным пропагандистским заявлением Мединского является то, что дети на территории РФ находятся в безопасности, имеют все необходимое в детских учреждениях и находятся под государственным контролем.
"Так и хочется спросить: "А как же любящие семьи российских военных, Вова?". Не отметил представитель Путина о, по меньшей мере, 380+ уже переданных россиянам украинских детей, как и о том, что процессы незаконного установления опеки и усыновлений/удочерений продолжаются", - пишет эксперт РЦПЧ.
Рашевская обращает внимание на то, что россияне превратили украинских детей из интернатов в российских сирот из системы учреждений, которая неоднократно признавалась международными организациями как система насилия, подобная тюрьмам, где 40% воспитанников становятся зависимыми и еще аналогичное количество — совершает преступления.
Кроме этого, Россия требует вернуть детей, которые были вывезены с ее территории на украинскую и "ожидает от Украины такого же внимательного отношения к российским детям, которое якобы страна-агрессор проявляет в отношении украинских".
Эксперт напоминает, что в ноябре 2024 года на территорию РФ вернули 12 детей, которые были эвакуированы из Курской области. В тот же день российская уполномоченная по правам человека Мария Львова-Белова ни словом не упомянула о других российских детях, которые якобы удерживаются в Украине.
"Откуда еще украинцы могли "вывезти" российских детей, вопрос абсурдный и без ответа. Поэтому похоже на очередную попытку россиян изобразить их депортацию и украинскую эвакуацию как равноценные явления, хотя они в тысячи раз отличаются масштабами и кардинально отличны с точки зрения уважения к международным обязательствам", - добавляет эксперт.
Рашевская сообщила, что во время вчерашних переговоров делегация Украины вновь заявила, что без возвращения на территорию Украины всех похищенных детей мир невозможен.
Почему количество депортированных детей растет, но цифра в 19 546 не меняется? Как Россия легализует похищения под прикрытием опеки, и что должно содержать настоящее мирное соглашение? Об этом эксперт Регионального центра прав человека Екатерина Рашевская рассказала Алле Котляр в интервью "Украина должна требовать не только возвращения детей, но и наказания виновных".