Места памяти. Как формируется культура памяти о гражданских жертвах войны на Киевщине
Места памяти. Как формируется культура памяти о гражданских жертвах войны на Киевщине

Места памяти. Как формируется культура памяти о гражданских жертвах войны на Киевщине

Места памяти. Как формируется культура памяти о гражданских жертвах войны на Киевщине

В феврале-марте 2022 года Буча, Ирпень и Гостомель стали известными из-за массовых убийств гражданских во время российской оккупации. Местные громады разными способами уже начали формировать культуру памяти, чтобы почтить погибших. Но опрошенные нами сходятся во мнении, что для воплощения идей громад не хватает профессионального подхода и поддержки государства.

Гражданские жертвы, о которых стало известно после деоккупации, не во всех громадах увековечены соответствующим образом. Где-то о гражданских погибших вспоминают только родственники, где-то проводят выставки в память о них, высаживают деревья, цветы, а где-то чествование только планируют.

На территории братской могилы в Буче открыли мемориал «Стена памяти» с фамилиями убитых гражданских. Ирпень создал электронную Книгу памяти, где собрана информация, в частности и о гражданских жертвах. В Бучанской громаде, по информации местного архивного отдела, за время оккупации погибло 554 человека. Ирпенская громада, по словам городского головы Александра Маркушина, в тот же период потеряла около 300 гражданских.

Созданы памятные знаки на местах массовых убийств — улицах Яблонской и Вокзальной в Буче, в районе разрушенного Романовского моста в Ирпене, который законсервировали и превратили в мемориал. Гостомель пока должным образом не воздал почести погибшим гражданским (в громаде, по данным поселковой рады, во время оккупации были убиты 78 гражданских).

Реакция художников после деоккупации

Первыми на преступления российской армии отреагировали художники. Один из них — британский уличный художник Бэнкси. Его работы появились вскоре после деоккупации в Ирпене, Бородянке, Гостомеле. Об этом художник написал на странице в Instagram.

Граффити девочки-гимнастки, делающей упражнения с корсетом на шее над проломом в стене, сейчас вырезано и законсервировано. Дом пришлось снести. Работа Бэнкси в стеклянной рамке сейчас размещена возле места ее создания.

Фото Елены Жежеры

По словам руководителя отдела мемориализации Ирпенской горрады Софии Мартынюк, граффити должно быть именно там, ведь идея привязанности к пространству — ключевая для уличного искусства: «Работу перенесли буквально на 100 метров от разрушенного дома. Принципиально, чтобы она там осталась, поскольку этот район был самым разрушенным. Планируем вскоре обустроить там сквер».

Гостомельские работы Бэнкси на сегодняшний день находятся на хранении в Киево-Печерской лавре. Здесь художник оставил два граффити. В Военном городке изобразил женщину в домашнем халате, в бигуди, противогазе и с огнетушителем.

Getty Images

Вторая работа в селе Горенка — дедушка моется в ванной своего разрушенного дома.

Getty Images

«Иностранцы едут на Бэнкси. Так люди узнают о событиях в поселке. Женщину в противогазе пытались похитить, но работа была профессионально вырезана из стены, это дало возможность ее сохранить. Вторую работу сохранили и законсервировали работники Национального научно-реставрационного центра Украины», — рассказывает руководитель отдела культуры Гостомельской райрады Екатерина Павленко.

Работы уличного художника, которые сейчас оцениваются в 90 млн грн, планируют вернуть в поселок.

Буча — аллея кленов, муралы, QR-коды памяти

Одним из главных мест чествования гражданских жертв в Буче стала Стена памяти возле церкви Андрея Первозванного, где было временное захоронение убитых россиянами во время оккупации. На заднем дворе церкви вырезаны их имена. Это место стало неофициальным центром скорби, сюда приезжают как международные делегации, так и семьи жертв.

Фото Елены Жежеры

Рядом громада планирует возвести полноценный мемориальный комплекс, сейчас ищет на это средства.

«Есть на сегодняшний день утвержденный проект, который планируем реализовать за счет спонсоров, если все удастся», — рассказывает управляющий делами Бучанской горрады Дмитрий Гапченко.

Местные считают, что общего мемориала для Бучи недостаточно. Военная корреспондентка из Бучи Мария Ковалева надеется, что в будущем в городе появятся скульптурные памятники:

«Персонифицированная мемориализация в Буче нужна на уровне установки городских скульптур, в которых будет отражена история каждого убитого гражданского человека. Легкие бронзовые скульптуры хорошо вписываются в городской ландшафт и позволяют сохранить историю событий».

Эту идею поддерживают и близкие погибших.

«Это хорошая задумка, и найдутся специалисты, которые сделают все как нужно. 27 февраля 2022 года в Буче убили мою подругу Татьяну Прохорчук в ее собственном дворе на Вокзальной. Сейчас ее вспоминают только самые близкие», — рассказывает бучанка Людмила.

Но есть мнение, что сейчас создавать музеи не время, а скульптуры и маршруты памяти нужно делать уже после войны.

«Сейчас целесообразнее вынести на обсуждение вопрос, как оказывать психологическую помощь воинам ВСУ, позаботиться об их реабилитации, как не забывать о живых родственниках погибших», — пишет в соцсети бучанка Светлана.

Но, несмотря на разные мнения в громаде, Буча разными способами пытается воздавать должное памяти о гражданских жертвах.

Самым известным символом трагедии Бучи стала Яблонская, где за месяц оккупации, по информации коммунального издания Бучанской рады, были убиты 78 гражданских. Здесь высажена аллея кленов. На стволах деревьев закреплены железные таблички с именами погибших.

Фото Елены Жежеры
Фото Елены Жежеры

Работы над сквером еще ведутся, — об этом сообщил управляющий делами Бучанской городской рады Дмитрий Гапченко.

Фото Елены Жежеры

На Яблонской, в подвале предприятия «Агробудпостач», были замучены восем бучанцев. В память о них американские художники из Лос-Анджелеса Bandit, Tristan и Johny создали мурал, а горрада изготовила памятные таблички с информацией о погибших.

Фото Елены Жежеры

По словам историка Музея войны Романа Кабачия, жившего в Буче, муралы и граффити «важное, но только первое звено в большой цепи осмысления массовых убийств».

Кабачий отмечает, что такие проявления искусства должны быть взвешенны и прокомуницированны с громадой: «Поскольку тема мемориализации относительно новая для украинского общества, она требует внимательного отношения, профессионального подхода и эмоциональной выдержки».

Депутат Ирпенской горрады, экс-заместитель мэра Бучи Михайлина Скорик уверена, что это город нуждается в профессиональном подходе в вопросах мемориализации: «Есть официальные места памяти, есть отдельные практики семей. Есть идеи творческого сообщества, в частности архитекторов. Есть официальные места памяти КОГА. Но все это нуждается в профессиональном переосмыслении и профессиональном подходе, потому что Буча занимает особое место в этой войне. Здесь с памятью должны работать специалисты национального уровня».

Буча понемногу двигается по пути мемориализации — в городе установлены памятные знаки с QR-кодами, которые ведут к 3D-воспроизведению уничтоженной территории, в частности на уже отстроенной Вокзальной.

Фото Елены Жежеры

Ирпень — музей под открытым небом

Ирпень пошел по пути пространственной трансформации. Разрушенный мост через реку Ирпень, по которому тысячи жителей спасались из-под обстрелов, оставлен в руинах — как мемориал. По словам Софии Мартынюк, идею предложили представители центральной власти, а местная власть и громада ее поддержали.

Фото Елены Жежеры

«Инсталляция «Дорога жизни» на разрушенном Романовском мосту в Ирпене как часть социального проекта «Київщина. Місця пам’яті» — хорошее решение. Автор — основатель и арт-директор компании Expolight Николай Канюка, разработавший также один из лучших на Киевщине мемориал «Хрест Героїв» в Вышгороде», — отмечает историк Роман Кабачий.

Фото Елены Жежеры

Весной 2025 года в Ирпене высадили 300 кустов лаванды — живой мемориал погибшим во время оккупации гражданским и защитникам города.

Создана цифровая платформа «Книга пам’яті Ірпінської міської територіальної громади». Доступ к ней есть на LED-экранах в разных локациях города.

В марте 2024 года был установлен монумент «Воля» в память о силах сопротивления Ирпенской громады. Он создан благодаря активистам и волонтерам, которые собрали в городе остатки снарядов и предложили в качестве строительного материала с надписью «Цього металу замало, щоб нашу волю зламало».

Фото Елены Жежеры

По словам Софии Мартынюк, в городе есть разработанный проект мемориала гражданским жертвам. Его в 2022 году, вскоре после деоккупации, подарил городу чилийский архитектор. Как отмечает руководитель отдела мемориализации, проект нуждается в доработке и проведении общественных слушаний. Была идея установить его рядом с ТЦ «Жираф» между Бучей и Ирпенем, где в начале 2022 года находился блокпост местных добровольцев, которые останавливали российских военных на подступах к Киеву.

Фото предоставлено Софией Мартынюк

Художница ищет разные формы мемориализации, которые не травмировали бы повторно, открыта к предложениям и консультациям с громадой и специалистами.

«В таких городах, как Ирпень и Буча, где погибшие были не абстрактными фигурами, а соседями, друзьями, родственниками, память становится очень личной. Это дает возможность создать очень глубокие нарративы, но вместе с тем близость к трагедии нуждается в профессиональной поддержке», — отмечает Мартынюк.

В городе разработана экологическая инициатива «Дерева пам’яті», ее предложили семьи погибших гражданских и военных. Воплощение этого проекта запланировано на осень, но, по словам Софии Мартынюк, все будет зависеть от финансирования.

«Сначала была идея разбить сад, и поскольку нет необходимого свободного земельного участка, решили использовать все пространство города — создать карту отдельных деревьев. На каждом дереве будет индивидуальная табличка с именем погибшего», — подытоживает художница.

Гостомель — память о гражданских только формируется

Гостомель, известный прежде всего аэродромом «Антонов», должным образом еще не воздал почести памяти о погибших гражданских.

Руководитель отдела культуры Гостомельской рады Екатерина Павленко считает: «Это из-за того, что громаду сейчас возглавляет военная администрация, а депутаты не имеют возможности голосовать и принимать решения».

Несмотря на это, громада поселка понемногу делает что-то за свой счет. Например, при инициативе директора Гостомельского лицея Владимира Захлюпаного был создан интерактивный музей.

«Захлюпаный пережил личную трагедию — во время оккупации российские войска убили его сына Сергея. В музее есть отдельный раздел об оккупации, погибших военных и гражданских. Учителя проводят экскурсии, рассказывают, кто кем был, чем занимался — спортсмены, дизайнеры, айтишники», — рассказывает Павленко.

В поселке продолжаются инициативы по мемориализации: установка досок, сбор историй очевидцев, электронная Книга памяти, правда, пока только в соцсети.

Музей истории Украины во Второй мировой войне довольно быстро отреагировал на необходимость сохранить в памяти события оккупации. В мае 2022 года открыл выставку «Україна — розп’яття», которая содержит артефакты из деоккупированного Гостомеля.

Фото: Роман Кабачий

Об этом рассказывает историк Роман Кабачий:

«Одна из составляющих частей экспозиции — воспроизведенные подвалы домов Военного городка по улице Проскуровской, где российские войска в течение 37 дней удерживали в заложниках местных жителей, среди которых были и дети. Вещи, привезенные сотрудниками музея из Гостомеля, дополняют записанные свидетельства тех, кто пережил эту трагедию».

Фото: Роман Кабачий

В поселке разработан проект сквера, где планируется объединить память о гражданских и военных жертвах.

Фото предоставлено Екатериной Павленко

Память как национальное дело

16 июля 2025 года Верховная Рада в первом чтении поддержала проект о нацпамяти. Об этом рассказывает руководитель УИНП, историк Александр Алферов. Он уверен, что это поможет разработать общее видение формирования культуры памяти, создание мест памяти и увековечивания героев, а также противостоять гибридной агрессии со стороны РФ.

«За годы полномасштабного вторжения не были разработаны соответствующие термины, которые мы можем использовать на уровне государства для обозначения определенных событий. Сейчас мы работаем над этим. Это сложный процесс. Среди ключевых определений — «війна за незалежність України», «злочини проти українського народу», «рашизм», — говорит Алферов.

«Необходимо определиться, как говорить о гражданских жертвах, которые сейчас гибнут каждый день. Как говорить о погибших во время оккупации, заложниках и тех, кто был убит, например во время прилета. Мы лишь на этапе формирования этого процесса, и у меня есть план довести эту историю до логического завершения», — добавляет историк.

Похожими мыслями делится и экс-руководитель УИНП, народный депутат Владимир Вятрович — член рабочей группы по вопросам создания единого маршрута по местам памяти при Министерстве развития громад.

Политик уверен, что формировать память необходимо уже сегодня.

«Очень правильно уже сейчас говорить о ключевых принципах политики памяти об этой войне. Поскольку как только прозвучат последние выстрелы, начнется другая война — за интерпретации. И если мы не зафиксируем сейчас наш нарратив, другие сделают это за нас».

Вятрович отмечает, что уже сейчас нужно закладывать основы того, как мы будем помнить об этой войне и как будем рассказывать о ней потомкам: «Особенностью этой войны является по сути ее геноцидный характер — желание агрессора уничтожить украинцев как национальное сообщество. Поэтому среди жертв этой войны, к сожалению, есть и гражданские. Это нужно четко фиксировать для доказательства в международных судах геноцидного характера войны. Это тот аргумент, который показывает Россию как военного преступника».

По словам Вятровича, в глобальном смысле государство должно инициировать общую концепцию культуры памяти, привлекая международных экспертов, музеологов, урбанистов во избежание хаотичных решений.

 

Этот журналистский материал создан в рамках проекта «Важлива інформація для місцевих громад в Україні», реализованного Fondation Hirondelle и IRMI при поддержке Swiss Solidarity.

Высказанные мысли принадлежат исключительно автору.

Источник материала
loader
loader