Министерство финансов США в среду, 30 июля, объявило о введении новых санкций против более 115 лиц, организаций и судов, связанных с Ираном. Администрация американского президента Дональда Трампа усиливает кампанию "максимального давления" после бомбардировки ключевых иранских ядерных объектов в июне, сообщает Reuters.
Санкции в основном направлены против коммерческого флота Мохаммада Хосейна Шамхани — сына советника верховного лидера Али Хаменеи Али Шамхани, который находится под санкциями Штатов еще с 2020 года.
Мохаммад Шамхани контролирует через посредников большую сеть контейнеровозов и танкеров, которые транспортируют иранскую и российскую нефть и другие товары по всему миру. Министерство финансов США обвинило Шамхани в использовании личных связей и коррупции в Тегеране для получения десятков миллиардов долларов прибыли, значительная часть которой используется для поддержки иранского режима.
В общем, новые санкции направлены против 15 судоходных компаний, 52 судов, 12 человек и 53 организаций, которые причастны к обходу уже введенных ограничений в 17 странах, от Панамы до Италии и Гонконга. По словам Минфина США — это самые жесткие санкции против Ирана с 2018 года.
Американский чиновник заявил, что новые ограничения значительно усложнят Ирану продажу нефти, но добавил, что США не ожидают длительного нарушения работы мировых нефтяных рынков. По словам чиновника, экспорт нефти из Ирана уже сократился до примерно 1,2 млн баррелей в день с 1,8 млн баррелей в начале года после того, как администрация Трампа ввела несколько небольших раундов санкций, направленных против нефтяного бизнеса Ирана.
"Мы все еще принимаем дальнейшие меры, чтобы еще больше снизить этот показатель", — добавил чиновник США, отметив, что санкционное давление во время первого срока Трампа в Белом доме сократило поставки иранской нефти.
Представитель Министерства иностранных дел Ирана Эсмаил Багаи назвал новые санкции "ярким примером враждебности Америки к иранской нации" и "злым поступком во вред экономическому развитию Ирана и благосостоянию иранского народа".
Крупнейшим покупателем иранской нефти является Китай.
Европейский Союз ввел санкции против Шамхани в начале июля, ссылаясь на его роль в торговле российской нефтью.
Американский чиновник сказал, что меры США, объявленные в среду, будут иметь влияние как на Россию, так и на Иран, но направлены преимущественно на Тегеран.
"С нашей точки зрения, учитывая то, где это лицо находится, учитывая его связи с верховным лидером и предыдущие санкции против его отца, чрезвычайно важно подчеркнуть, что это значимые действия против Ирана", — добавил он.
Новое объявление о санкциях появилось в то время, когда перспективы восстановления дипломатических отношений между США и Ираном остаются нечеткими после американских ударов по иранским ядерным объектам в прошлом месяце. Трамп на днях предупреждал, что может приказать осуществить новые атаки на Иран, если Тегеран попытается возобновить работу ядерных объектов, пострадавших в результате предыдущих ударов. Также президент США заявил, что Иран отправляет "неприятные сигналы" и любые попытки возобновить ядерную программу будут немедленно подавлены.
Перед авиаударами в июне США провели пять раундов переговоров с Ираном. Бомбардировка, по словам Трампа, "уничтожила" программу, направленную на разработку ядерного оружия. Некоторые эксперты, однако, ставят под сомнение масштабы нанесенного ущерба. Иран тем временем отрицает, что стремится получить ядерное оружие.
Высокопоставленный представитель Белого дома на прошлой неделе говорил, что Вашингтон готов к прямым переговорам с Ираном. Однако европейские и иранские дипломаты на данный момент считают маловероятным то, что Тегеран вернется за стол переговоров с США.
Аналитики так и не пришли к единодушному мнению относительно масштаба ущерба, нанесенного ядерной программе Тегерана. Можно ли надеяться, что апогей геополитического противостояния уже прошел, а призрак ядерного апокалипсиса развеивается, так и не воплотившись? Или то, что произошло, является лишь одним из эпизодов в жестком сценарии, где каждое последующее действие более грубое, чем предыдущее? Об этом — в статье "После "Восходящего льва": Иран зализывает раны или точит когти?" Вячеслава Лихачева.