История с НАБУ и САП не закончилась. Что нам нужно делать дальше?
История с НАБУ и САП не закончилась. Что нам нужно делать дальше?

История с НАБУ и САП не закончилась. Что нам нужно делать дальше?

Несмотря на вроде бы положительное завершение истории с независимостью НАБУ и САП, наша страна пока не выбралась окончательно из того политического кризиса, в который начала скатываться. Ведь Украина уже провалила значительное количество индикаторов ЕС, МВФ и Всемирного банка. А поскольку темп внедрения необходимых изменений снизился, еще больше индикаторов может быть провалено в следующие кварталы.

Это приведет к потере необходимого финансирования, что может запустить полноценный экономический кризис – ведь мы живем без гиперинфляции и продуктовых талонов во время большой войны исключительно за счет постоянной титанической финансовой поддержки западных партнеров.

Между тем парламент продолжает ослабевать: однопартийное большинство, которого фактически нет уже несколько лет, скоро исчезнет и формально, даже если коррупционные подозрения в отношении нескольких десятков его членов не превратятся в судебные приговоры. Еще одна важная черта политического кризиса – уменьшение легитимности президента, что плохо во время войны, потому что придется принимать непопулярные решения, требующие высокой легитимности (мы еще очень далеки от победы, и у нас куча накопившихся нерешенных проблем).

Еще больше будут нуждаться в легитимности мирные переговоры, которые когда-нибудь все же начнутся, – а до того времени легитимность будет продолжать скатываться вниз. Зато мораторий на народные протесты фактически снят, поэтому все самоограничения и самоцензура, взятые на себя гражданами, в значительной степени больше не действуют. Наконец, накопление сложных проблем требует сложной системы их решения, а наша система управления, наоборот, все дальше упрощается.

У меня нет уверенности, что правящая политическая команда извлекла хорошие уроки из истории с НАБУ и САП. Возможно, у них сложилось впечатление, что они всех переиграли, что народ забудет и разойдется по домам, а международные партнеры успокоятся. Именно так выглядели предпосылки принятия законопроекта, который подорвал политическую стабильность 22 июля: думали, никто не обратит внимания.

Стоило бы сейчас сделать выводы. Я уже писал, что единственным выходом из кризиса вижу политическое лидерство, которое может привести к восстановлению доверия внутри и снаружи. Меня совсем не радует потеря легитимности главой государства во время большой войны.

Наша минимальная повестка дня на ближайшее время включает:

  1. Реформа Бюро экономической безопасности.
  2. Реформа таможни.
  3. Восстановление международных экспертов в составе Высшей квалификационной комиссии судей.
  4. Назначение отобранных судей Конституционного суда.
  5. Отказ от проблемных проектов поправок к Уголовному кодексу.
  6. Принятие закона об административном судопроизводстве.
  7. Полноценное возобновление трансляций из парламента, включая заседания комитетов.
  8. Введение своевременного подписания президентом принятых законопроектов.
  9. Введение публичных консультаций при разработке законопроектов.

Мы не вернулись в ту точку, в которой были 21 июля. Это иллюзия. Мы как будто там, но на самом деле с большими политическими потерями. Нельзя расслабляться ни политикам, ни гражданам, ни международным партнерам.

Источник материала
loader
loader