От ЕС до Китая: где Трамп способен заменить Россию на энергетических рынках, а где нет
От ЕС до Китая: где Трамп способен заменить Россию на энергетических рынках, а где нет

От ЕС до Китая: где Трамп способен заменить Россию на энергетических рынках, а где нет

Реалистичность планов Вашингтона зависит от региона

В июле 2025 года Дональд Трамп заявил, что введет 100% пошлины на страны, продолжающие покупать российские энергоносители, если Владимир Путин не пойдет на мирное соглашение с Украиной в течение 50 дней. Это заявление дополнил законопроект сенатора Линдси Грэма — "Sanctioning Russia Act of 2025", предусматривающий 500% тариф на импорт российской нефти, газа и урана и даже штрафы против компаний третьих стран, которые будут способствовать торговле. Вопрос заключается в другом: на сколько реальна мысль полного вытеснения России с глобальных энергетических рынков? Ведь по состоянию на май 2025 года Китай покупает 47% российской нефти, Индия — 38%, ЕС — только 6%, Турция — 6%.

В сфере сжиженного газа ситуация еще более контрастная: половина российского СПГ идет в ЕС, около 21% в Китай и 18% в Японию.

Таким образом, за громкими заявлениями кроется сложная геополитическая и экономическая матрица, где Вашингтон может влиять только на отдельные сегменты рынка.

ЕС: между амбициями REPowerEU, половинчатыми санкциями и американским СПГ

Европейский Союз остается основным полем битвы за энергетическое влияние России. Несмотря на две зимы, пройденные без масштабных перебоев поставок для потребителей, зависимость от российского газа все еще не преодолена. По данным CREA, в мае 2025 года половина всего экспорта российского сжиженного природного газа (СПГ) уходила именно в ЕС.

В то же время Евросоюз продемонстрировал прогресс в сокращении нефтяной зависимости: если еще в 2021 году Россия обеспечивала более 25% импорта сырой нефти в ЕС, то в мае 2025 года эта цифра упала до 6%. Однако в сфере газа картина совсем другая. В отличие от исчезнувшего с европейского рынка трубопроводного газа от "Газпрома" СПГ "Новатеку" продолжает беспрепятственно заходить в порты Испании, Франции, Бельгии или Нидерландов.

18-й пакет санкций ЕС, принятый в июле 2025 года, так и не установил полный запрет на российский СПГ. Лишь отдельным странам разрешили "заморозить" контракты на будущие поставки и не выдавать новые разрешения на расширение инфраструктуры. То есть российское топливо, ежемесячно приносимое Кремлю миллиарды евро, до сих пор остается легальным на европейском рынке.

В данной ситуации возникает фактор Вашингтона. Дональд Трамп и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен в июле объявили о масштабном торговом соглашении на $750 млрд, где отдельным пунктом прописаны закупки энергоносителей из США. В Брюсселе соглашение сразу связали с планом REPowerEU, который еще в 2022 году поставил цель: "полностью отказаться от российских энергоносителей до 2027 года".

Способна ли такая договоренность реально вытеснить Россию? Статистика гласит, что база для этого уже есть. По данным Международного энергетического агентства, в 2023 году США обеспечили более 50% импорта СПГ ЕС, что в разы превысило поставки из России.

Однако вопрос не только в объемах, но и цене и логистике. Российский СПГ в ЕС до сих пор конкурентен благодаря коротким маршрутам и относительно дешевым контрактам. К тому же, СПГ импортирует не Еврокомиссия или подвластная ей условная энергетическая компания — такой просто не существует. Импорт осуществляют десятки коммерческих компаний, заинтересованных в собственной прибыли.

В конце концов европейская стратегия выглядит как баланс между политическими амбициями и рыночными реалиями. США уже стали поставщиком №1 газа для ЕС, но без полного запрета на российский СПГ в Европейском законодательстве Кремль будет продолжать зарабатывать деньги.

Соглашение Трампа и фон дер Ляен создает мощный политический сигнал, но его эффективность будет зависеть от того, сможет ли Брюссель перейти от "полусанкций" к законодательно закрепленному реальному эмбарго.

Индия: ситуативный покупатель российской нефти

Если ЕС постепенно сокращает зависимость от российской нефти и газа, то Индия наоборот стала одним из главных бенефициаров санкционной политики Запада. До 2022 года доля российской нефти в индийском импорте была менее 2%. Однако после введения эмбарго ЕС и G7 на морские поставки она взмыла до невиданных масштабов. По состоянию на май 2025 г., по данным CREA, Индия покупает около 38% всех российских нефтяных поставок, что делает ее вторым по значению клиентом Кремля после Китая.

Причина проста: Россия продает с большим дисконтом. Средняя цена российского Urals для индийских НПЗ в первой половине 2025 года была на $10–12 ниже Brent. Для страны, ежедневно импортирующей более 5 млн баррелей нефти, это критическая экономия.

Реально ли заместить российские поставки? Теоретически – да. Индия имеет долгосрочные контракты со странами Персидского залива: Саудовская Аравия, Ирак и ОАЭ обеспечивают уже около 60% импорта. Но эти государства не готовы резко наращивать объемы, потому что их рынки сбыта сбалансированы, а цены контролируются картелем ОПЕК+. США же, несмотря на рост добычи, пока не обладают ни достаточной логистикой, ни ценовыми преимуществами, чтобы стать массовым поставщиком для Индии.

"Индия уверена, что сможет удовлетворить свои потребности в нефти из альтернативных источников, если российские поставки пострадают от вторичных санкций,заявил министр нефти Хардип Сингх Пури, добавив: — Индия сможет решить любые проблемы с российским импортом в поисках поставщиков из других стран. Он отметил, что на рынке появляется много новых поставщиков, таких как Гайана, а также поставки от существующих производителей, таких как Бразилия и Канада. Кроме того, Индия увеличивает объемы разведки и добычи".

Могут ли страны Персидского залива заменить РФ в Индии? Да, но частично и в случае реализации согласованной политики. OPEC+ планирует дополнительный рост производства – уже согласовано увеличение на 548 000 баррелей в сутки в сентябре 2025 года, что усиливает позиции Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирака и Кувейта. Кроме того, в ОАЭ заявили о готовности увеличить мощности с 5 млн б/д до 6 млн б/д.

Первые шаги уже есть. Государственные нефтепереработчики Индии — Indian Oil Corp (IOC), Hindustan Petroleum Corp (HPCL), Bharat Petroleum Corp (BPCL) и Mangalore Refinery and Petrochemicals Ltd (MRPL) — в течение последней недели фактически не закупали российскую нефть. Представители компаний и федерального министерства нефти не предоставили комментариев в ответ на запросы агентства. Обычно эти 4 НПЗ регулярно покупают российское сырье по долгосрочным контрактам, однако сейчас обратились к спотовым рынкам, предпочитая ближневосточные сорта нефти, в частности Murban из Абу-Даби, а также западноафриканские марки. В то же время, частные игроки — Reliance Industries и Nayara Energy — все еще остаются крупнейшими покупателями российской нефти в стране. Однако следует учитывать, что именно государственные компании контролируют более 60% общей мощности индийских НПЗ, которая составляет около 5,2 млн баррелей в сутки.

Частично проблему может также решить развитие ВИЭ в Индии. По состоянию на 30 апреля 2025 г. Индия достигла 116,3 ГВт установленной солнечной мощности (с добавлением 5,4 ГВТ в июне), входя в число мировых лидеров. Поэтому электрификация и стремительный рост ВИЭ может снизить нефтяное потребление на других сегментах. Например, рост электромобилизации или замещения дизельных генераторов, довольно распространенных в отдаленных и маленьких селах.

Пока Индия остается главным импортером российской нефти, и не планирует прекращать закупки даже несмотря на угрозы новых санкций. Официальные правительственные источники заявили, что не давали наставлений государственным НПЗ прекратить закупки из РФ. Они говорят, что решения коммерческие, базируются на цене и логистике, а не политическом давлении.

Поэтому сценарий "санкционного вытеснения" выглядит сложным, но реальным. Убедить Индию снизить закупки из России можно только комбинацией двух факторов — более широким дипломатическим пакетом со стороны США и ЕС и стабильными поставками с Ближнего Востока.

Южная Корея: тихий, но важный покупатель российских энергоносителей

В отличие от ЕС или Индии Южная Корея редко упоминается в публичных дискуссиях о санкциях. Однако именно она входит в топ-10 покупателей российских энергоносителей. По данным CREA, в мае 2025 года около 4% всех доходов РФ от ископаемого топлива пришлось именно на Южную Корею.

Основу импорта составляет СПГ и нефтепродукты. Проблема в том, что Южная Корея активно сотрудничает с США. Это создает политическую коллизию: с одной стороны, союзнические обязательства в рамках безопасности, с другой – экономическая целесообразность покупать более дешевый российский ресурс.

В июле 2025 года Дональд Трамп объявил новое торговое соглашение с Южной Кореей, обязав страну купить американских энергоносителей на $100 млрд в течение следующих 3,5 лет.

Значит ли это вытеснение России?

Результат сделки – потенциально значительный сдвиг в структуре импорта. Если Южная Корея направляет тогда $100 млрд на энергоресурсы из США, это может привести к постепенному сокращению долей поставщиков с Ближнего Востока и России. Однако отметим, что около 72% нефти традиционно поступает из региона Персидского залива, который остается чрезвычайно конкурентным.

В феврале-марте 2025 года США уже экспортировали на 656 000 баррелей в сутки сырой нефти в Южную Корею — исторический максимум, хотя этот объем и уступал традиционным поставкам с Ближнего Востока.

Еще один из способов уменьшения зависимости от российского топлива – развитие ВИЭ. Сейчас он в Южной Корее достаточно невелик. В 2023 году доля возобновляемой энергетики составила лишь 8.4% электроэнергии (49.4 ТВт-ч), а к 2038 году стремятся довести ее до 29.2% (205.7 ТВт-ч). Переориентация на ВИЭ и ядерную генерацию позволяет в будущем избавиться от импорта СПГ.

Соглашение с США — это первый шаг политического планирования. Но вытеснение России возможно только при комбинации стабильных американских предложений, финансовых стимулов для корейских НПЗ и постепенной переориентации контрактов. Основные вызовы остаются в логистике, типе ресурсов и политической воле.

Вывод: Соглашение с США открывает путь к потенциальному вытеснению РФ с южнокорейского рынка. Однако окончательный результат зависит от конкретной реализации: вырастут ли поставки США в Сеул на десятки миллиардов, останется ли это формальным обещанием.

Китай: энергетический приоритет РФ

Китай является крупнейшим покупателем российских энергоносителей в мире.

В июне 2025 года он купил 47% всей российской сырой нефти (2,17 млн баррелей/день, рост +2,2% по сравнению с предыдущим годом). В мае 2025 года Китай обеспечивал 42% доходов России от экспорта ископаемого топлива с нефтью (57% в структуре) как основным драйвером. Доля российской нефти в китайском импорте стабилизировалась на уровне 12% общих закупок в мае, несмотря на незначительное падение – на 11% – в условиях снижения объемов китайского импорта.

Торговая война между США и КНР, в том числе введение китайских пошлин 15% на американские СПГ и нефть, сдерживают перспективы роста судьбы США.

Финансовые и энергетические эксперты обращают внимание: независимые китайские НПЗ ("чайники") закупают российскую Urals получая скидки.

Впрочем, с политической точки зрения США начали наращивать давление. Казначей США Скотт Бессент предупредил Пекин, что продолжение импорта российской нефти может привести к 100% пошлин.

Китай активно работает над увеличением поставок через газопроводы. В 2022 году импорт газа по трубе "Сила Сибири" вырос на 54% — до 16 млрд м³, и к 2025 году этот маршрут планирует достичь мощности 38 млрд м³.

Однако Китай одновременно стремится ограничить зависимость от одного поставщика — власти регламентировали импорт из одного источника не более 20% потребления.

В Стокгольме, во время переговоров по торговому соглашению с США, Пекин отказался прекращать импорт нефти из России и Ирана, даже несмотря на угрозу 100% тарифов.

Так что санкционное давление Вашингтона является важным инструментом, но Китай высоко ценит свою энергетическую независимость и готов платить. Реалистично вытеснить Россию США вряд ли смогут – за неимением масштабной и долговременной роли нефтяных поставок в Китай и из-за политической воли Пекина.

Таким образом, Китай остается опорным пунктом для российской экономики, и у США пока нет ресурсов или политического присутствия, чтобы ощутимо вытеснить Кремль с этого рынка.

Ограниченный эффект угроз Трампа Путину

Угрозы Трампа вытеснить Россию из мировых энергорынков отчасти опираются на реальные рычаги.

В ЕС после принятия 18-го пакета санкций и дорожной карты выполнения плана REPowerEU спрос на альтернативные поставки уже растет и соглашение США-ЕС создает основу для вытеснения российского СПГ и нефти.

Южная Корея подписала с Трампом соглашения в сфере энергетики, что может постепенно снизить долю РФ в ее импорте.

Индия остается проблемным, но наиболее перспективным направлением. Хотя сейчас она получает более трети нефти от Москвы, но в случае нахождения адекватной по цене и логистике альтернативы легко проживет без российской нефти.

Китай — самый сложный кейс: почти половина российского экспорта нефти идет именно туда, а доля США незначительна.

Реалистичность планов Вашингтона зависит от региона: в Европе и Восточной Азии возможны постепенные успехи, но на индийском и китайском направлениях пространство для вытеснения российской нефти зависит от поведения поставщиков из Персидского залива и долгосрочно — от темпов распространения чистых технологий и перехода на возобновляемые источники энергии.

Теги по теме
Россия США Дональд Трамп Рынок
Источник материала
loader
loader