8 желающих на одно место: в Lobby X рассказали на какие должности в армию наибольший спрос среди кандидатов
8 желающих на одно место: в Lobby X рассказали на какие должности в армию наибольший спрос среди кандидатов

8 желающих на одно место: в Lobby X рассказали на какие должности в армию наибольший спрос среди кандидатов

На одну опубликованную боевую позицию уходят десятки или даже сотни людей

Три года назад слово "рекрутинг" ассоциировалось исключительно с поиском офисных работников. Однако сегодня это один из ключевых механизмов комплектования украинской армии. А воинские части борются за таланты не менее ожесточенно, чем гражданские работодатели.

Сколько процентов среди всех вакансий приходится именно на пехоту? Где самая большая конкуренция? Почему армия поначалу не была готова к реформаторам? На эти вопросы в первой части интервью "Телеграфу" ответила Татьяна Габедава, представительница военного департамента Lobby X — компании, которая фактически создала модель современного военного рекрутинга в Украине.

Более 400 тысяч отзывов от кандидатов на службу

Начнём с контекста для наших читателей. Сколько людей Lobby X уже успешно устроил на военную службу, сколько в целом удалось обработать заявок и со сколькими бригадами сейчас сотрудничаете?

— Количество рекрутированных в армию людей с помощью Lobby X сложно оценить только статистически, поскольку этот процесс зависит от многих факторов. Многое определяется работой подразделений: насколько они корректно обновляют статусы в нашем кабинете и сообщают ли, что приняли человека. Часть подразделений этого просто не делает. Но можем сказать точно: сейчас речь идет о тысячах людей.

С начала работы военного рекрутинга, а это примерно с начала полномасштабного вторжения, мы получили более 400 тысяч отзывов от кандидатов. Это как гражданские, желающие найти подразделение и должность в армии, так и действующие военные, стремящиеся перевестись на другую должность.

Менеджер военного департамента Lobby X Татьяна Габедава

Сейчас мы сотрудничаем с более чем 1200 подразделениями. Общаемся с каждым направлением, поэтому можем отслеживать процессы и видеть, как работает рекрутинг: кого не хватает, какие тренды и проблемы.

Но 400 тысяч – это не уникальные кандидаты, а именно количество откликов на вакансии. Один человек может отправиться на несколько вакансий – две, десять или даже двадцать. Раньше отзывы поступали только через сайт Lobby X. Теперь наши вакансии также доступны в государственном приложении "Резерв+", на сайте Army.gov.ua, на рекрутинговом сайте ГНСУ и "Дия". Все эти заявки попадают в базу Lobby X, где мы можем отслеживать всеобщую активность.

Список формирований, к которым открыт набор в Силы обороны Украины

— Что эти цифры действительно означают с точки зрения обороноспособности Украины?

— Это точно супермотивированные люди, часто использующие весь свой гражданский потенциал, чтобы усилить войско.

Мотивация здесь очень важна, ведь эти люди самостоятельно выбирают подразделение, в котором хотят служить, и должность, на которой хотят реализоваться в армии. Благодаря этому они лучше выполняют свою работу и повышают обороноспособность страны.

Если принимать во внимание боевые вакансии, это те специальности, которые в гражданской жизни никто из нас не овладевал: стрелок, минометчик, гранатометчик. Есть мнение, что на пехотные специальности никто не представляется, но это неправда. Люди добровольно подаются даже на штурмовые должности.

Все зависит от того, считает ли человек себя достаточно стрессоустойчивым, физически подготовленным и открытым к обучению новому. Также здесь большую роль играет подразделение: насколько оно заботится о своем личном составе, качественно тренирует и обучает. Если это сильное и профессиональное боевое подразделение, люди охотно идут и туда.

Честно говоря, те, кто сейчас идет служить, и те, кто уже служит, – служат годами. Поэтому очень важно, чтобы и подразделение выбирало "своего" человека, и кандидат выбирал подразделение. Это своего рода метч (от англ. match), ведь ты проводишь с этими людьми 90% своего времени. Здесь важно, чтобы люди были близки по ценностям.

"Армия не сразу была готова к реформаторам"

— Первым импульсом Lobby X было трудоустраивать реформаторов в бригадах — людей, которые могли бы перестроить системы изнутри. Но эта идея не заинтересовала командиров. Это был вопрос практических приоритетов, не готова ли система принимать людей, которые могут предложить что-то принципиально новое?

— Это было еще в 2022 году, когда только началось полномасштабное вторжение. Руководителю и основателю рекрутингового агентства Lobby X Владиславу Грезеву тогда пришла идея: поскольку компания ранее занималась гражданским рекрутингом людей в государственный и общественный сектор, можно было привлечь также реформаторов в армию. Речь идет как о тех, кто уже служит, так и о тех, кто только планирует это сделать. Цель заключалась в том, чтобы они изменяли и систематизировали процессы внутри этих подразделений.

Но армия – это, во-первых, очень большая структура, а во-вторых – чрезвычайно зарегулированная. И действительно людям вообще трудно воспринимать любые изменения, не только в армии. Чтобы ввести изменения, нужно показать успешный пример, который докажет, что это работает. Это занимает немало времени, поэтому Владислав вместе с руководителем нашего департамента военного рекрутинга избрали такую стратегию.

Они ездили на встречи с командованием различных родов и видов войск, а также с командирами бригад. Те, кто поверил в идею — в то, что можно привлекать мотивированных людей именно на нужные им должности, начали набирать людей в свои подразделения.

Однако тогда еще не было утвержденного централизованного механизма на государственном уровне. Поэтому подразделения, как говорил Владислав в одном из интервью, пользовались своеобразными "костылями", самостоятельно придумывая, как привлекать людей и оформлять их к себе. Это привело к тому, что в июле 2023 года Lobby X запустил отдельный сайт с военными вакансиями. А в ноябре того же года мы подписали соглашение с руководством Министерства обороны о сотрудничестве в сфере рекрутинга.

С этого момента начались реальные перемены. Это долгий процесс. В начале 2024 года, после подписания соглашения, мы запустили в Lobby X масштабную социальную рекламную кампанию. Она охватила все регионы Украины и объясняла, что каждый может выбрать себе подразделение и должность в соответствии со своими пожеланиями. Потому что защищать страну нужно, и война не завершится через день, два или месяц.

Даже сейчас мы понимаем, что борьба будет продолжаться долго. Нужна ротация людей, ведь многие служит годами или получили ранения и больше не могут выполнять боевые задания. Таких военных переводят в тыловые подразделения или административные должности, и их нужно заменять.

В конце февраля 2024 года Генеральный штаб издал первую директиву с правилами рекрутинга. Это еще не было прямого привлечения: система работала так, что подразделение и кандидат выбирали друг друга, и тогда человек мог попасть именно в желаемое место при определенных условиях.

Впоследствии эти правила изменялись – было три или четыре итерации. И, наконец, 5 октября прошлого года ввели новые правила, по которым подразделения могут напрямую привлекать людей в свои части по мобилизации и в большинстве случаев по контракту без участия ТЦК.

"Пехотные вакансии не закрываются почти никогда"

— Какие позиции сейчас "топ" по запросу среди воинских частей? Ощущается ли смещение в сторону технических специальностей — операторов БПЛА, логистов, аналитиков? Или основной спрос остается на стрелков и артиллеристов?

— За тем, какие вакансии популярны в разные периоды, можно отслеживать, как меняется ход нашей войны.

Сейчас большой спрос на пехотные специальности. Он стабильно высок, ведь это те вакансии, которые почти никогда не закрываются : на одну опубликованную позицию нужны десятки или даже сотни людей. Это отличается, например, от вакансии делопроизводителя, где одна должность означает одного или нескольких кандидатов.

В то же время, действительно наблюдается смещение в сторону технологических специальностей. Очень большой спрос на операторов БПЛА, операторов и специалистов РЭБ. Если подразделения ищут таких специалистов, то параллельно требуются и те, кто умеет обслуживать и ремонтировать технику: механики и инженеры БПЛА, инженеры-электронщики, связисты.

Кроме того, активно развивается область наземных роботизированных комплексов (НРК). Подразделения ищут операторов НРК, чтобы уменьшать риски для пехоты и сохранять жизнь личного состава. Также растет спрос на разработчиков и, что можно назвать "трендом" последнего времени, — на операторов-перехватчиков БПЛА. Это специальность на стыке ПВО и беспилотных систем.

Очевидно, что нужно искать новые, более дешевые способы противодействия дронам. Использовать ракеты, которые стоят миллионы, для сбивания дронов – нерентабельно. Потому и появляются эти новые специальности и запросы.

Среди дефицитных специальностей можно выделить медиков. Их не хватает и государство должно находить баланс между потребностями гражданской жизни и фронта.

Кроме того, подразделения активно ищут специалистов в пресс-службе: копирайтеров, SMM-менеджеров, коммуникационщиков в целом. Это объясняется тем, что подразделения наконец-то поняли, что нужно развивать свой медийный бренд.

— Сколько процентов среди всех вакансий приходится именно на пехоту?

— Если взять показатели за последний месяц, специальность "пехота" составляет около 5% всех подач. Если говорить о боевых специальностях (сюда входят также БПЛА, артиллерия, командование, разведка, зенит и т.д.) — это примерно 30%.

"8 кандидатов на одно место в штабе"

— На какие должности сейчас больше всего желающих попасть и есть даже избыток кандидатов?

— Если говорить о топ-5 вакансиях по количеству подач за последний месяц, то первое место занимают штабные специальности. Второе – БПЛА, третье – IT, четвертое – транспорт, и на пятом месте – пехота.

Большой спрос и конкурс наблюдается на штабные и IT-специальности. На штабные должности конкурс составляет примерно 8 человек на одно место, в IT – около 7. Но здесь специфика разная. На штабные должности (например, делопроизводителей или рекрутеров) больше отзывов просто из-за более широкого спектра кандидатов. В случае с IT вакансиями конкуренция растет из-за более строгого отбора: кандидаты проходят долгие проверки, тестовые задания, полиграфы, и сам процесс трудоустройства длится дольше. При этом самих IT-вакансий меньше, чем штабных.

В то же время в сфере БПЛА нет излишка кадров, потому что нужно очень много специалистов. Люди активно отзываются, но и вакансий очень много.

— Очевидно, почему люди стремятся выбирать "умные" военные специальности — противодроновые системы, кибербезопасность и радиоэлектронную борьбу. Бывают ли проблемы, когда люди недооценивают требования к обучению и квалификации? Как это влияет на выбор кандидатов?

— Мне кажется, что в общем-то люди понимают, на какую специальность подаются. Для кандидатов важно реально оценивать свои знания и навыки. Если кандидат откровенно имеет нерелевантный опыт, подразделение просто откажет ему еще на этапе рекрутинга или после собеседования, когда станет ясно, что он не подходит.

Довольно часто бывает, что кандидат подаётся на одну специальность, считая, что именно там сможет проявить себя наилучшим образом. Однако в процессе общения и прохождения тестов (во многих подразделениях это не только собеседование, но и физические и интеллектуальные испытания) выясняется, что человек больше подходит для другой должности. В таких случаях кандидату обычно предлагают альтернативу. Если обе стороны согласны, его принимают на другую позицию, ведь в каждом подразделении есть много отделений и разных должностей, где можно рассмотреть человека.

Что касается отказов, то такое тоже случается. Если подразделение выставляет определенную вакансию, особенно когда речь идет о специализированных навыках, цель не в том, чтобы заполнить ее любой ценой. Цель — найти человека, который действительно сможет качественно выполнять работу на этом посту.

Здесь важнее вопрос качества, а не количества. Даже в пехотных специальностях: если военный хорошо учится и выполняет работу, проходит качественную подготовку по тактической медицине и боевым дисциплинам, он имеет гораздо больше шансов сохранить свою жизнь.

Хотя бывают подразделения, которые не слишком серьёзно относятся к рекрутингу, их сейчас немного — конкуренция высокая. Поэтому важно как можно быстрее выходить на контакт с кандидатами, ведь они одновременно откликаются не только на вашу вакансию, но и в несколько других подразделений. Кто первым заинтересует, тот и получит кандидата.

Здесь всегда работает принцип согласия обеих сторон. Кандидат может отказаться от службы до момента оформления подразделения. Так же и в самой армии происходят постоянные изменения: подразделения реорганизуются, должности могут ликвидироваться.

"Централизованного управления рекрутингом до сих пор нет"

— Сейчас Минобороны развивает собственную сеть рекрутинговых центров. По вашему мнению, удалось ли государству создать эффективный дополнительный механизм комплектования ВСУ?

— К сожалению, пока нет централизованного управления рекрутингом. Создаются рекрутинговые центры украинской армии, а также центры рекрутинга разных родов и видов войск.

С одной стороны это эффективно, ведь каждый центр имеет свою специфику работы. Рекрутинговые центры украинской армии выполняют консультативную функцию, центры рекрутинга родов и видов войск могут не только консультировать, но и помогать найти должность в подчиненных подразделениях и сопровождать кандидата до момента его зачисления.

Однако есть и другая сторона. Многие кандидаты хотят общаться напрямую с подразделениями, чтобы понять, с кем именно будут служить. Кроме того, сейчас каждое подразделение ведет свою рекрутинговую кампанию. Поэтому кандидаты могут чувствовать себя растерянными в информационном поле. Позитив в том, что у человека всегда есть выбор и возможность найти подходящую должность — главное, искать и приобщаться, если есть желания и силы.

Военнообязанным важно понять, что если есть время, следует заранее готовиться и искать должность в подразделении еще до мобилизации в ТЦК. Иначе ваши возможности влиять на будущее в армии будут минимальными.

Если мобилизация происходит через ТЦК, большинство подразделений, к сожалению, уже не могут забрать человека к себе из-за рекрутинга. В таком случае человек попадает в учебный центр, а затем его распределяют в соответствии с актуальными потребностями войска.

Это не означает, что все мобилизованные через ТЦК автоматически попадают в пехоту. В армии существует множество специальностей, и около 70% из них обеспечивают работу боевых подразделений. Однако следует понимать: влиять на свою дальнейшую жизнь в армии в таком случае гораздо труднее.

"В военное время без мобилизации не обойтись"

— Возможно ли, по вашему мнению, построить профессиональную украинскую армию, базирующуюся исключительно на добровольцах и контрактах? Как это прокоммуникировать для общества?

— Надо разделять понятие профессиональной украинской армии в мирное и военное время.

Если мы говорим о построении профессиональной армии в мирное время, то да, здесь важно понимать эффективность рекрутинга как такового. Это эффективнее, когда человек по собственной воле идет служить, строит карьеру в армии и помогает создавать сильную армию, способную в любой момент дать отпор врагу.

Но если говорить о военном времени, как сейчас, то рекрутинг вряд ли может полностью закрыть нужды войска в людях. Поэтому важно находить баланс между рекрутингом и мобилизацией, ведь ТЦК также привлекают значительную часть людей в армию и действительно большую.

Рекрутинг одновременно дает человеку возможность выбрать место службы. Надо только решиться сделать этот шаг. На самом деле, из тех кандидатов, с которыми я общалась, многие, кто уже прошел этот путь и служит, говорят, что самый трудный момент — это первый шаг: принять решение и пойти в этот процесс. Дальше становится легче.

Многое также зависит от коммуникации внутри подразделений. Мы сейчас планируем обучать рекрутеров в самих подразделениях, чтобы сделать коммуникацию между кандидатом и более эффективной частью. Важно на каждом этапе объяснять кандидату, что будет происходить и как именно, потому что если это человек из гражданской жизни, он может быть очень далек от военного дела.

Когда человек хотя бы понимает этапность, ему легче пройти период адаптации и стать частью коллектива подразделения.

Теги по теме
Вооруженные силы Украины
Источник материала
loader
loader