Новые правила против дискриминации: Мария Мезенцева-Федоренко о том, как будет работать законопроект в поддержку ЛГБТ
Новые правила против дискриминации: Мария Мезенцева-Федоренко о том, как будет работать законопроект в поддержку ЛГБТ

Новые правила против дискриминации: Мария Мезенцева-Федоренко о том, как будет работать законопроект в поддержку ЛГБТ

В Верховной Раде зарегистрировали законопроект, который ужесточит ответственность за преступления на почве нетерпимости и будет бороться с проявлениями дискриминации. Документ является одним из условий выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Комментарии.юа записали интервью с народным депутатом Марией Мезенцевой-Федоренко, чтобы выяснить, какие именно изменения предусматривает законопроект №13597, кого они будут защищать и как будут работать новые механизмы наказания.


Мария Сергеевна, расскажите, пожалуйста, в чем суть основных изменений в законопроекте?


Законопроект №13597 комплексно обновляет подход государства к противодействию дискриминации. Мы расширяем перечень защищенных признаков и включаем в законопроект признаки расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, возраста, инвалидности, состояния здоровья, этнического, национального и социального происхождения, гражданства, семейного и имущественного положения, места. Мы четко разграничиваем не сопровождающиеся насилием действия и публичные призывы к насилию по мотивам нетерпимости. Первые переводим в административную плоскость с конкретными санкциями, а вторые – оставляем в Уголовном кодексе как серьезное преступление, поскольку они могут привести к другим преступлениям. Также мы признаем "мотивы нетерпимости" как отягчающее обстоятельство ряда уголовных правонарушений и расширяем круг субъектов, ответственных за противодействие дискриминации.


Почему перечень признаков дискриминации расширен именно до 20 и как определялся этот список?


Мы опирались на международные стандарты, в частности, нормы ЕС и ООН, а также на рекомендации правозащитных организаций. Новые признаки отражают те сферы, где в Украине зафиксировано больше случаев предвзятого отношения. Добавление именно этих признаков делает защиту более всеобъемлющей и отвечает нашим международным обязательствам.


Не уменьшит ли декриминализация дискриминационных действий без насилия уровень защиты пострадавших?


Нет, напротив. Когда такие дела были исключительно в криминальной плоскости, они часто не доходили до суда из-за сложности процедур и высокого порога доказывания. Перевод их в административную плоскость позволяет реагировать быстрее, эффективнее привлекать виновных к ответственности и реально защищать пострадавших. При этом публичные призывы к насилию остаются уголовным преступлением, что гарантирует суровое наказание в самых опасных случаях.


Будет ли распространяться расширенный перечень признаков дискриминации на языковой вопрос и какая ответственность предусмотрена?


Так, языковой признак продолжает оставаться в перечне защищенных. Это европейская практика. Если дискриминация по языковому признаку не связана с насилием или его угрозой, она влечет административную ответственность. Если же речь идет о публичных призывах к насилию по этому признаку, это уже уголовная ответственность.

Как эти изменения помогут людям, ежедневно сталкивающимся с упреждением и унижением, почувствовать себя защищенными?


Во-первых, мы признаем нетерпимость серьезным правонарушением. Это означает, что государство официально подтверждает, что такие действия недопустимы. Во-вторых, мы вводим быстрые механизмы реагирования и четкие санкции. В-третьих, мы переводим ряд преступлений из категории частного обвинения, где заявление могло подать только потерпевшее лицо, в категорию публичного, где с заявлением может обратиться кто-либо, кто стал свидетелем дискриминации или преступления по мотиву нетерпимости. Это значительно повышает уровень защиты и уменьшает риск давления на пострадавшего.


Что бы Вы хотели сказать тем, кто пережил дискриминацию, но боится обращаться за помощью из-за недоверия к системе?


Я хочу сказать: вы не сами, и ваше достоинство – это ценность, которую государство готово защищать. Новые нормы подразумевают, что даже без вашего заявления дело о публичных призывах к насилию можно будет открыть. А административные механизмы позволяют действовать быстро и результативно. Мы работаем над тем, чтобы система была не только формальной, но и реальной опорой для каждого, кто столкнулся с предубеждением или унижением.


По Вашему мнению, готовы украинские суды и правоохранительные органы эффективно применять расширенный перечень признаков дискриминации на практике?


Да, я убеждена, что готовы. Следует помнить, что первоочередная инициатива, которая легла в основу этого законопроекта, — законопроект № 5488 — в свое время исходила от Министерства внутренних дел. Это означает, что правоохранительная система подразумевает необходимость таких изменений и поддерживает их. Конечно, для надлежащего и единообразного применения норм на практике мы предусматриваем проведение целевых учений и координационных совещаний полиции, прокуроров и представителей судебной системы. Это позволит обеспечить единые стандарты реагирования и надлежащую защиту прав людей во всех регионах.


Какова, по Вашему мнению, будет реакция общества на расширение перечня признаков дискриминации, в частности на чувствительные темы, и как Вы планируете работать с возможными предубеждениями?


Я уверена, что общество воспримет эти изменения положительно, потому что они направлены на защиту каждого человека. С дискриминацией может столкнуться любой, независимо от возраста, пола, профессии или места жительства. Наша задача донести, что это не "привилегии" для отдельных групп, а равные права и гарантии для всех. Мы будем активно работать с общественностью, медиа и образовательной средой, чтобы объяснить суть перемен, приводить примеры из жизни и демонстрировать эффективные кейсы правоприменения.




Теги по теме
Законопроект
Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader