Путину удалось выполнить свою главную задачу — обеспечить себе возможность продолжать наступление в Украине без наказания со стороны США. О "крайнем сроке" 8 августа, по крайней мере, на данный момент, можно забыть. И какой бы частичный набросок сделки ни согласовали между собой лидеры США и России, он достаточно благоприятен для Москвы — для того, чтобы Путин предупредил Украину и Европу не вставать на его пути.
На Западе и в США, в частности, продолжают обсуждать результаты саммита на Аляске, отмечая, что он бы мог стать историческим, но имел несколько другие результаты. Встречу, которая разочаровала мир, проанализировал 16 августа, в субботу в издании Bloomberg Марк Чемпион — колумнист, освещающий события в Европе, России и на Ближнем Востоке.
Две версии Трампа
Возможно, пройдет еще немало времени, прежде чем мы узнаем, о чем говорили на Аляске президенты Дональд Трамп и Владимир Путин. Но многое можно понять из двух слов, так и не произнесенных во время тщательно срежиссированной, без вопросов журналистов, совместной пресс-конференции, которая завершила переговоры: «прекращение огня» и «санкции».
В Анкоридж могли приехать два Трампа, и трудно переоценить, как много зависело от того, кто из них появится, включая будущее Украины, безопасность Европы, благополучие трансатлантического альянса и защиту, которую он предоставляет членам Организации Североатлантического договора, находящимся под прицелом России.
Один Трамп был той версией, которая долгое время питал своего рода подростковую влюбленность в свою российскую противоположность. За четверть века пребывания в Кремле Путин добился многого из того, что Трамп, несомненно, стремится создать в США: государство, экономику и СМИ, вращающиеся вокруг него. Именно этот Трамп на предыдущем саммите в Хельсинки поверил Путину на слово о выводах американских спецслужб о том, пыталась ли Россия повлиять на президентские выборы в США в 2016 году.
Это тот же человек, который неоднократно повторял кремлевскую пропаганду относительно Украины, в том числе о том, что она является агрессором на своей собственной территории, ответственным за начало (и, следовательно, остановку) российского вторжения в свою страну.
Но в последнее время появилась и вторая версия Трампа, рожденная разочарованием после того, как Путин отплатил за эту лесть, проигнорировав призывы США к прекращению огня и увеличив темпы и жестокость войны. Этот Трамп признал, что Россия «подталкивает» его к этому. Он выдвинул ультиматум на 8 августа, согласно которому Москва должна ввести потенциально дорогостоящие санкции, если не будет достигнут прогресс в деле достижения мира. А когда он согласился отложить этот срок в пользу саммита, он пригрозил «очень серьезными последствиями» в случае неудачи.
Трамп также пообещал обеспокоенным европейским и украинским лидерам, что он продолжит требовать прекращения огня и последующих переговоров, на которые Зеленский давно согласился.
Однако в пятницу в Анкоридже не было заметно никаких признаков того, что Трамп, выступающий за мир с помощью силы, появится на поле боя. О прекращении огня, которое должно было стать ключевой целью Трампа на саммите, не упоминалось, пока в субботу в публикации Truth Social Post он не заявил, что принял путинский формат переговоров о полном урегулировании конфликта, несмотря на продолжающуюся войну. По словам Трампа, Зеленский и европейцы были в восторге, когда он сообщил им эту новость. У меня есть сомнения, пишет колумнист.
Не было никаких упоминаний о дополнительных санкциях, пока в интервью Шону Хэннити президент США не ответил, что теперь ему не нужно думать о них, по крайней мере, в течение нескольких недель.
Никаких признаков «крайне суровых последствий» или их угрозы не наблюдалось. Путин — обвиненный военный преступник! — вместо этого получил красную дорожку, дружеское похлопывание по плечу и частную поездку на «Звере» — лимузине президента США. Кроме того, он получил возможность выйти из дипломатической изоляции, не отвечая на вопросы международных СМИ.
Сделать Украину виноватой?
Пока еще слишком рано говорить наверняка, было ли это предательство, которого Зеленский и его европейские союзники опасались с того момента, как Трамп согласился встретиться с Путиным наедине. Тем не менее, есть основания опасаться худшего в комментариях Трампа о прекращении огня: за два с половиной часа переговоров он не продвинулся ни на шаг к урегулированию, которое Украина может или должна принять. Но, тем не менее, теперь он выставит Киев главным препятствием на пути к миру, вбивая глубокий клин между США и их традиционными европейскими союзниками. Более того, Трамп заявил, что теперь Зеленскому предстоит заключить сделку.
Если это так, то этот поспешно созванный саммит не нуждался в обычных изнурительных неделях или месяцах подготовки, потому что его функция была исключительно театральной: создать сцену, на которой Трамп мог бы начать перезагрузку отношений между США и Россией, которая с самого начала была его приоритетом.
Что касается Украины, то в данном случае президент США воспользуется закрытыми переговорами на Аляске, чтобы заявить о полной готовности к миру, прежде чем умыть руки. Это избавит его от необходимости оказывать давление на Путина, которое так очевидно необходимо, чтобы убедить российского лидера прекратить кровопролитие и начать переговоры о подлинном урегулировании.
Неиспользованные возможности
Накануне саммита Марк Чемпион писал о возможностях Трампа — у него действительно есть инструменты, чтобы подтолкнуть Путина к урегулированию, один из которых — его отказ от традиционных норм внешней политики США в отношении поддержки автократов. Более конкретно — Трамп может выполнить свою неоднократную угрозу ввести вторичные санкции в отношении покупателей российской нефти, включая Китай, Индию и Турцию. Как сообщал Bloomberg, подпитываемая долгами военная экономика Путина становится все более хрупкой , и высокопоставленные представители правительства и центробанка выступили с публичными предупреждениями. Резкое падение доходов от экспорта нефти может причинить реальную боль.
Трамп также может ужесточить финансовые санкции, перекрыв доступ к долларовым клиринговым системам, которыми все еще пользуются некоторые российские банки. Хотя одни только санкции вряд ли заставят Путина прекратить войну, но они могут создать условия для других форм давления, которые это сделают.
У Трампа были средства для этого с самого момента вступления в должность. И он еще может решить прекратить «подталкивать себя», поскольку пятничный саммит подготовил почву для нового, гораздо более жесткого подхода к его кумиру в Москве. Но если это так, то ничто из увиденного на Аляске не выдало его намерений.
Правда, американская сторона организовала угрожающий пролет — американский стелс-бомбардировщик B-2, сопровождаемый истребителями F-35, — но на этом все и закончилось.
Напомним, встреча Трампа и Путина состоялась 15 июля в Анкоридже, штат Аляска. Завершилась без результатов, на которые рассчитывали Украина, Европа и США — соглашения о прекращении огня нет. И хотя американский президент оценил встречу на "10 из 10", западные медиа считают, что это было позором для Штатов. Журналисты, которые работали в поле, рассказывали: сложилось впечатление, будто Путин пришел, продавил свою позицию и ушел.