єПустота. Разбор новой правительственной программы
єПустота. Разбор новой правительственной программы

єПустота. Разбор новой правительственной программы

єПустота. Разбор новой правительственной программы

«У украинцев есть достаточные знания, навыки, идеи и технологии, чтобы создавать качественный продукт и высокую добавленную стоимость», — пишет в свежепрезентованной программе правительство Юлии Свириденко, а потом на 342 страницах убедительно доказывает, что как минимум в Кабмине таких украинцев очень не хватает.

Мы никогда не переоценивали роль и место правительственных планов в истории. Единственная цель их анализа — тестирование новых членов правительства на интеллект, понимание процессов, способность продуцировать хоть какие-то смыслы и попутно на soft skills, например, на уважение к читателю или внимание к деталям.

С последним все просто: вывалив обществу более трех сотен страниц смеси из забытого прошлого и туманного будущего, правительство великодушно предложило гражданам подать свои предложения в течение пяти рабочих дней на сайт «намвсеодно.gov.ua». «Соответствующее министерство рассмотрит ваши предложения и учтет их в работе над планом».

«Каким еще планом?» — спросит внимательный читатель. Не будем придираться, что план, что программа, что стратегические инициативы — совершенно неважно. Причем ни нам, ни им, к сожалению.

В подтверждение этого программа и ее презентация сильно отличаются. Вообще это нормально — не все из программы можно вместить в презентацию, но в этом случае, наоборот, не все презентованное потом отыскалось в полном оригинальном тексте. Интересно, правда же?

Достройка ХАЭС в презентации есть, а в плане нет. Новый закон о ВостГОКе как о старте перезагрузки урановой отрасли на слайдах есть, а в тексте — нет. Долговое агентство в презентации создают, а в плане даже не упоминают. И таких примеров с десяток только при беглом сравнении.

Халтура, хитрость, нехватка квалифицированных кадров? Что бы мы ни выбрали, все не в пользу правительства. Эти люди уверены, что никто не будет читать весь текст, все только полистают презентацию. Эти люди действительно считают, что качество работы измеряется страницами написанного, а не их содержанием. Эти люди без каких-либо диссонансов объединяют в одном событии и анонс аудита госрасходов ради экономии, и видеоролик о приоритетах правительства, который за государственные средства сняли, чтобы использовать один раз на презентации. Много слов на букву «п» приходит в голову, но пусть будет — поверхностность.

Итак, разобравшись с soft skills, перейдем непосредственно к профессиональным навыкам членов правительства экономического блока. Не то чтобы нас не поразили «єЯсла», «шлях ВПО» или «єНотаріат», просто описать все это невозможно физически, а без нормальной экономики все это еще и никогда нормально не заработает.

Первое, что бросается в глаза, — хронические манипуляции цифрами и занижение числовых показателей при очень щедрых словесных обещаниях. Это программа, которую писали так, чтобы точно выполнить в отчете, сильно не переживая о реальном результате.

Пример — красивое обещание, что 50% пенсионеров будут получать пенсию не ниже 4 тыс. грн. Что ж, по данным ПФУ на июль, средняя пенсионная выплата сейчас составляет 6410 грн и ни в одном из регионов не ниже 4 тыс. грн. Даже вечно замыкающая Тернопольская область отчитывается о средней пенсии 4967 грн. Вообще же пенсионеров, которые получают пенсию в диапазоне от 3 до 5 тыс. грн, сейчас как раз 52,5%. Чтобы выйти на диапазон «от 4 тысяч», требуется совсем немного. Речь не о прорыве, а об очень незначительном повышении, на грани с банальной индексацией.

Учитывайте это, когда слышите не менее щедрые обещания Свириденко о повышении зарплат учителям и врачам. Вполне может произойти, что и это повышение будет даже не на уровень инфляции.

Особенно с учетом того, что никакой связи между обещанным ростом расходов и декларируемым дефицитом доходов в программе правительства нет. Озвученный аудит расходов, во-первых, еще не означает их сокращение, а во-вторых, вообще непонятно когда будет.

Из всех других статей тоже не просматриваются дополнительные источники для финансирования расходных прихотей, включительно с усиленным финансированием прифронтовых громад. При этом где взять средства просто на проживание, тоже неясно. А речь, между прочим, о 37 млрд долл., по версии премьера Свириденко, или о 45 млрд долл., по версии министра финансов Сергея Марченко. Колоссальный дефицит (какую цифру ни возьми), при котором добавлять расходы и вообще не упоминать о доходах — преступление.

Но главное, чтобы план выполнялся. В частности, вот «поступления от приватизации до конца 2025 г. должны быть не менее чем 2 млрд гривен».

Такое себе достижение, в 2024-м было почти 10 млрд грн, а главное — почему в правительстве вообще забыли о поступлениях от управления и аренды государственного имущества? Там точно есть куда «расти», и это стабильные регулярные поступления, а не разовая приватизация. Впрочем, эта сфера сложная, коррупциогенная, надо прилагать усилия.

А о каких усилиях мы говорим, если с коррупцией будут бороться запуском еСуда, еАкциза, ЦПАУ 2.0 и других цифровых услуг, включительно с внедрением ИИ. С контрабандой — новым Таможенным кодексом (как будто в старом прямо вписано разрешение на взятки).

Также премьер отдельно подчеркнула, что ради прорыва в антикорборьбе поговорила с новым руководителем БЭБ. Безотносительно к новому руководителю, БЭБ как институт — самый слабый щенок из всего силового выводка. Можно было еще поговорить о сокращении государственного долга с уборщицей Минфина, а о евроинтеграции — с водителем-дальнобойщиком.

О выводе капиталов из страны — ни слова, об экспортных схемах — молчок, о закупочных схемах — ша, и боже упаси упомянуть нал или обнал. Огромные денежные потоки идут мимо государственной кассы, расширяясь год от года, а правительство, которому очень нужны деньги, просто решило не смотреть в их сторону. Конечно, ведь тогда придется работать, а не хочется.

Хочется менять костюмы и писать всякий бред типа «определение концептуальных подходов к единой цифровой экосистеме управления публичными инвестициями».

Героический тыл.

Чтобы замаскировать отсутствие идей, правительство каждый раз выдает нам старое за новое. Причем не где-то там, а в промышленной политике — краеугольном камне нашего выживания.

Так, к декабрю 2025 года будет начат проект кластеризации и разработаны четыре пилотные смарт-специализации регионов. И все равно, что это уже в 2016-м запускали, только пилотными были не четыре, а пять регионов (Киевская, Донецкая, Луганская, Тернопольская и Львовская области). Без разницы, что потом проект расширили вообще до 15 областей. Начнем с нуля.

В целом «промышленная» часть программы выглядит очень бледно как для страны с буквально нулевым ростом экономики. Промышленное развитие будут обеспечивать: индустриальные парки, гранты ЕС на модернизацию или создание производств по переработке, «Промышленный Рамштайн» (что бы это ни означало) и очередная стратегия промпроизводства на 2026–2030 годы.

В цифрах снова никаких амбиций. До 31 декабря 2026 года правительство планирует привлечь для развития промышленного сектора и индустриальных парков 10 млрд грн.

Для сравнения: «Новая почта» вложила в свое развитие в прошлом году 7,5 млрд грн, «Киевстар» — 12,3 млрд, «Эпицентр» — 14,2 млрд, а ДТЭК — 32 млрд грн. Так что десятка на развитие всей промышленности — это буквально гомеопатическая дозировка для пациента в коме.

Да, Американо-Украинский инвестиционный фонд, согласно программе, заработает. Но там быстрых сдвигов не ждем — три первых совместных проекта обязались запустить до конца 2026-го, «выхлоп» от них вообще за рамками наших нынешних горизонтов планирования.

Скромность в промполитике компенсируют чрезмерностью на рынке труда. «У правительства есть эффективная политика по борьбе с безработицей и стимулирования создания высокооплачиваемых рабочих мест», — между прочим отмечается в программе. После такой похвальбы ставить себе хоть какие-то реальные цели нельзя, поэтому в 2026-м правительство обязуется переквалифицировать 390 тысяч человек и трудоустроить 650 тысяч.

Берем отчетность службы занятости, которая в последний год реально пашет как проклятая, и видим: за 2024-й переобучена 41 тысяча, еще 22 тысячам выдали сертификаты на обучение (вместе — 63 тысячи), трудоустроены 250 тысяч. За первое полугодие 2025-го: переобучены 32 тысячи, выдали сертификаты 15 тысячам, трудоустроили — 153 тысячи.

Объективно, чтобы служба могла выйти на заявленный рост показателей, ее персонал должен перейти на суточное дежурство, а бюджет вырасти минимум вдвое. Впрочем, на трех сотнях страниц программы саму службу вообще ни разу не упомянули. Ну, хорошо хоть о стратегии занятости не забыли, как же мы без стратегии.

Чрезмерность на рынке труда компенсируют скромностью в инвестициях. Их, как известно, много не бывает, но нам, очевидно, они не сильно нужны. Когда в ходе презентации глава правительства озвучила цель привлечь 5 млрд евро инвестиций, были ожидания, что премьер оговорилась. Но нет, все четко записано в программе — 5 млрд евро (хотя их считают в долларах) до конца 2026 года.

Даже по сравнению с ближайшими годами сумма не впечатляет: в 2024-м прямых иностранных инвестиций (ПИИ) было 3,3 млрд долл., в 2023-м — 4,2 млрд. В довоенном 2021-м — 6,6 млрд долл., в доковидном 2019-м — 5,8 млрд. И это было без анонсированной работы Американо-Украинского инвестиционного фонда восстановления, Фонда восстановления при участии европейского капитала, Украинского фонда при участии Еврокомиссии и банков развития. Без реформы публично-частного партнерства. Без перезагрузки ГУ «Офис привлечения инвестиций». Даже без системы страхования военных рисков (принятие закона о которой правительство тоже вписало себе в задачи, хотя проект разрабатывал НБУ, он «на ознакомлении» у нардепов с декабря 2024-го, и каким боком здесь правительство, загадка). Если нам надо столько всяких фондов и реформ ради ПИИ уровня 2019 года, мы в беде.

В общем, судя по всему написанному, правительство не планирует ни переход на военные рельсы, ни возврат на гражданские, ни вообще какое-либо движение. Нас отогнали в отстойник депо и даже не собираются ремонтировать.

Но есть и хорошая новость: в правительстве все же существуют настоящие профессионалы и работают они в департаменте по присоединению буквы «є» к существительным. К ним и обращаюсь: выдайте нам, пожалуйста, єПрофессионализм, єСмыслы и єЧестность.

Источник материала
loader
loader