Украинцы, которые находятся по ту сторону линии фронта, должны определиться с правовым статусом на протяжении ближайшего месяца.
20 марта 2025 года рука Москвы подписала указ, которым обязует граждан Украины самостоятельно выехать из территорий РФ до 10 сентября 2025 года включительно или урегулировать свое правовое состояние в Российской Федерации. Фактически это принуждение к получению российского гражданства.
Согласно указу, украинцы должны пройти дактилоскопическую регистрацию, фотографирование и медицинский осмотр. Иначе граждане Украины будут подпадать под действие норм, которые касаются иностранных граждан на территории РФ и лиц без гражданства. Отдельно указано, что для таких лиц применяются соответствующие правила, действующие на территориях так называемых ДНР и ЛНР, а также Запорожской и Херсонской областей.
Невыполнение требований влечет за собой административную ответственность или депортацию.
Возможно, российский вождь готовится к фиксации промежуточных результатов «СВО»-войны в свете танго, которое он танцует со своим американским коллегой-поклонником. Удастся ли прекратить военные действия и как этот перерыв будет выглядеть, сейчас сложно представить (например, соглашение о прекращении огня в Корее в 1953 году планировалось на три месяца, но продолжается по сей день). Тем временем россияне начали осваивать награбленное.
Оценки количества украинцев на временно оккупированных территориях
Оценить даже общее количество украинцев сейчас невозможно, поэтому оценки их численности в зоне ВОТ очень различаются.
Согласно заявлению вице-премьер-министра, министра по восстановлению Алексея Кулебы в марте 2025 года, временно оккупированы 460 громад Украины.
Украинские источники оценивают количество граждан Украины на ВОТ на уровне 5–7 миллионов. Данные российского «центризбиркома» на 1 января 2025 года свидетельствуют о 3,7 миллиона избирателей в так называемых новых регионах.
Однако разнонаправленные миграционные процессы между враждующими сторонами продолжаются с тенденцией к оттоку украинского населения с временно оккупированных территорий (по состоянию на 1 июня 2024 года, по данным «росизбиркома», их было 4,4 миллиона, то есть отток составляет 700 тысяч человек). Однако некоторые украинцы возвращаются на временно оккупированные территории. ВПЛ, которые не смогли адаптироваться с западной стороны фронта — ни в Украине, ни за границей, возвращаются в места своего происхождения, расположенные в прифронтовых зонах и на оккупированных территориях.
Оценочное количество тех, кто вернулся на оккупированные территории, варьируется от официального в тысячу человек, заявленного Минсоцполитики, до оценочного в 150 тысяч человек, озвученного первым заместителем главы Комитета по вопросам прав человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий Максимом Ткаченко, который позже от него отказался. Также он сообщил, что в оккупированный Мариуполь вернулись около 70 тысяч человек.
Можно встретить цифры и больше. В ноябре 2024 года советник городского головы Мариуполя Петр Андрющенко сообщал, что «туда попробовало въехать минимум 350 тысяч украинцев. Из них от 100 до 130 пропустили, всех других по разным причинам — нет». 40% въехали на ВОТ для оформления недвижимости по «новому» российскому порядку и выехали снова. Также он считает, что «по меньшей мере 30% мариупольцев возвращаются в оккупацию. Часть — навсегда.
Российская статистика пограничного контроля Шереметьево (единственного сейчас перехода), где украинцы проходят фильтрационные меры, свидетельствует, что с октября 2023 года в этот аэропорт прибыли 107 тысяч украинцев, и лишь 83 тысячам из них разрешили въезд. К традиционным инструментам, которые Россия веками использует для завоевания украинских территорий, — таким как физические и культурные репрессии, депортации, фильтрационные лагеря и завоз населения из глубины империи — добавились цифровые инновации, когда россияне еще и рыскают по соцсетях и гаджетах украинцев.
Политика России в отношении оккупированных территорий
В начале полномасштабного вторжения фильтрационные меры прошли, по разным данным, от 900 тысяч до 1,6 миллиона украинских граждан. Около 20 тысяч украинских детей депортировали в РФ. География депортации — вся территория РФ со значительной долей депрессивных регионов.
Депортационные меры не прекращаются по сей день — в случае отказа от получения российского паспорта человека могут депортировать за пределы РФ.
Завоз на оккупированные территории российского населения
Согласно разным оценкам, на оккупированные с 2022 года территории Украины переехали более 100 тысяч россиян, преимущественно в Мариуполь. РФ стимулирует такие миграционные процессы дешевой ипотекой и высокими зарплатами в некоторых сферах экономики. Программы льготной ипотеки, которые из-за ухудшения состояния российской экономики были упразднены в большинстве регионов РФ, действуют в Мариуполе. Стоимость ипотеки составляет лишь 2% годовых.
Недавно на совещании российских гауляйтеров, по словам советника городского головы Мариуполя Петра Андрющенко, были озвучены планы довести численность населения на оккупированных территориях до 10 миллионов человек к 2030 году через завоз россиян.
Имея собственный демографический кризис, для активного восстановления Мариуполя Кремль привлекает мигрантов из Средней Азии, обещая им упрощенную процедуру получения российского гражданства и еще кое-что (например, отправку на фронт, но об этом они узнают позже).
Давление на украинское население через призыв в российскую армию
Вместе с тем Россия совершает давление на украинских жителей оккупированных территорий, требуя от них принять российское подданство, угрожая отказом в предоставлении базовых услуг (коммунальных, юридических, медицинских и т.п.) или депортацией.
Получение российского гражданства автоматически тянет за собой постановку на военный учет мужчин. По некоторым данным, известно более чем о 10 тысяч мужчин, которые были мобилизованы в 2024 году на временно оккупированных территориях Запорожской и Херсонской областей и частично — Донецкой и Луганской. Реальная цифра, вероятнее всего, больше.
Украинцев рассматривают как потенциальных шпионов в пользу Украины, поэтому они постоянно находятся под пристальным надзором и прессингом ФСБ. К этому добавляется конфискация имущества и запрет украинской культуры.
Политика Украины в отношении ВОТ
Украинская власть с течением времени меняла свое видение о судьбе украинцев, которые остались в оккупации. В вихре победных ожиданий после освобождения Херсона и Харьковской операции в 2022 году Киев призвал украинцев под оккупацией не брать российские паспорта и ждать ВСУ. На фоне ожиданий контрнаступления-2023 многие поверили в кофе в Крыму. Но «сталося не так, як гадалося», поэтому пришло время для долгосрочной стратегии по ВОТ и тамошним украинцам. Например, получение российского паспорта под давлением оккупантов вызвало публичные дискуссии между властными чиновниками в отношении целесообразности и последствий получения гражданства страны-агрессора. Считать украинца с российским паспортом коллаборантом или рассматривать его как человека, вынужденного пойти на принуждение ради выживания?
Согласно статье 5 Закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины», «принудительное автоматическое обретение гражданами Украины, проживающими на временно оккупированной территории, гражданства Российской Федерации не признается Украиной и не является основанием для утраты гражданства Украины». Но эту норму прописывали для ситуации аннексии Крыма и города Севастополь. В других регионах Украины, территории которых были оккупированы РФ, государство-оккупант применяло практику принудительной паспортизации, предусматривающей подачу заявлений о получении российского гражданства. То есть формально можно считать, что жители ВОТ сами обратились за получением гражданства РФ. На это обратила внимание Украинская Хельсинская группа. Более того, Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины об обеспечении реализации права на получение и сохранение гражданства Украины» от 18 июня 2025 года вообще исключает РФ из перечня стран, граждане которых могут получить украинское гражданство, а те, которые его имели, могут утратить украинский паспорт.
Коллаборационизм
Согласно действующему законодательству о временно оккупированных территориях, даже работать там кладовщиком в админздании — уголовное правонарушение. Продавцы, а тем более предприниматели могут быть признаны пособниками преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Украины.
Национальное законодательство, в отличие от международного, не различает гуманитарный и военный коллаборационизм. Поэтому окончательный ответ на вопрос, кто является коллаборантом, а кто нет, остается за правоприменителем в этой сфере — дознавателями, следователями, прокурорами и судьями, что формирует поле для злоупотреблений. На это также обратили внимание в Украинской Хельсинской группе.
На все вопросы, касающиеся многоуровневости проблемы коллаборационизма, государство ответило тотальной уголовной ответственностью, одобрив по сокращенной процедуре изменения в Уголовный и Избирательный кодексы 2022 года. Это привело к значительному количеству открытых уголовных производств, когда не учитывали ни предыдущий опыт оккупации Крыма и Донбасса, ни уже установленные стандарты международного гуманитарного права о деятельности медицинских работников, спасателей, коммунальщиков на оккупированной территории и неустановление ответственности за ведение соответствующей деятельности. Об этом, в частности, идет речь в исследовании Центра прав человека ZMINA.
Коммуникационная политика
Отношение к населению оккупированных территорий и положение перемещенных украинцев является индикатором перспектив реинтеграционных процессов.
Текущая политика в отношении населения ВОТ не предусматривает урегулирования накопленных социально-политических разногласий, которые, безусловно, будут разыгрываться в будущем. Ведь нужно формировать видение оккупированного населения как фасилитатора деоккупации, а не наоборот. Политика Украины должны быть гибкой и многоуровневой в условиях, когда государство должно конкурировать за собственных граждан.
Все, что реализуется «на земле», сначала приобретает формы в коммуникации. Отсутствие организованной коммуникации между институциями и гражданами — одна из причин кризиса единства и, наверное, самой войны.
Странно не использовать современные цифровые возможности для поддержки единства общества благодаря пребыванию, хоть и виртуальному, в едином социокультурном пространстве.
Создание системной коммуникации предусматривает привлечение специалистов из разных отраслей, которые будут предоставлять информационную, юридическую, психологическую и другую поддержку. Отдельное направление в такой коммуникации — противодействие дезинформации и пропаганде.
В такое информационное поле, в кейсе ВОТ, нужно имплементировать практические и действенные нарративы:
- судьба украинского паспорта, если ты остаешься на оккупированной территории;
- по какой процедуре оккупированные украинцы будут освобождены от российского гражданства;
- от каких действий нужно воздерживаться, чтобы не получить подозрение в коллаборационной деятельности;
- гарантии об имущественных правах и порядке синхронизации правомочий во время оккупации с украинским законодательством;
- справочная информация: куда и как обращаться с наступлением некоторых событий либо в случае решения покинуть ВОТ;
- порядок действий во время деоккупации;
- советы о мерах безопасности в оккупации.
Население оккупированных территорий должно осознавать, что российские паспорта, выданные в ВОТ, провоцируют на территориях канонической РФ соответствующее отношение к их владельцам, а за границей такие паспорта не признают.
Акцентируя внимание на российской демографической политике по завозу азиатских и кавказских мигрантов на временно оккупированные территории, коммуникация должна повышать стремление оккупированного населения вернуться в Украину.
Коммуникативное влияние должно быть направлено на украинцев с обеих сторон линии фронта. Не секрет, что часть украинцев чувствует некий негатив к тем, кто остался на оккупированных территориях. Это означает, что надо налаживать коммуникацию между кластерами населения — украинцами, которые находятся на ВОТ; украинцами, которые живут в Украине; а также ВПЛ и вынужденными эмигрантами.
В итоге мероприятия по коммуникации должны заверить украинцев, что они и дальше остаются частью украинского общества, имеют гарантии в отношении своего имущества и от возвращения Украины только выигрывают, а не наоборот.
То есть чтобы эффективно коммуницировать, нужно, как говорил классик, иметь карты. Среди карт, которые имеет Украина:
- поддержка Европы;
- перспектива восстановления, инвестиций и интеграции с ЕС;
- собственная система безопасности (армия и военное производство);
- демократические и предпринимательские свободы.
Конечно, каждая из этих карт имеет свои «но». Однако выигрывает не тот, кто унаследовал много козырей, а тот, кто хорошо играет с тем раскладом, которое имеет.