На фоне побед Украины в Харьковской и Херсонской областях в 2022 году и надежд на контрнаступление украинская власть призвала украинцев в оккупации на брать российские паспорта и ждать ВСУ. Однако произошло не так, как думалось, и Киеву пришлось составлять долгосрочные стратегии в отношении ВОТ и украинцев там, пишет в статье "Оккупированные украинцы" соучредитель ОО ComebackUA Вячеслав Савченко.
"Например, получение российского паспорта под давлением россиян вызвало публичные дискуссии между властными чиновниками о целесообразности и последствиях получения гражданства страны-агрессора. Считать ли украинца с российским паспортом коллаборационистом, или рассматривать его, как того, кто должен был пойти на принуждение ради выживания?", — пишет Савченко.
Автор напоминает статью 5 закона об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины, в которой говорится о том, что принудительное автоматическое приобретение гражданами Украины, проживающими на временно оккупированной территории, гражданства Российской Федерации не является основанием для потери гражданства Украины. В то же время норма касалась ситуации в Крыму и Севастополе, на других же территориях РФ применяла практику принудительной паспортизации, предусматривающую подачу заявлений о приобретении российского гражданства. Следовательно, формально украинцы на ВОТ могут считаться такими, что сами обратились для получения гражданства РФ, на что обратила внимание Украинская Хельсинкская Группа.
"Более того, закон Украины о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения реализации права на приобретение и сохранение гражданства Украины от 18.06.25 вообще исключает РФ из перечня стран, чьи граждане могут приобрести украинское гражданство, а те, что его имели могут потерять украинский паспорт", — отметил Савченко.
По его словам, по действующему законодательству даже работа кладовщиком в админздании на оккупированной территории является уголовным правонарушением. Продавцов, а тем более предпринимателей, могут пособниками преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом.
Автор подчеркнул, что национальное законодательство не различает гуманитарный и военный коллаборационизм, хотя такая практика есть в международном. Поэтому окончательное определение коллаборационистов остается за правоприменителями в данной сфере - дознавателями, следователями, прокурорами и судьями. Это формирует поле для злоупотреблений.
На все вопросы о многоуровневости проблемы коллаборационизма государство ответило тотальной уголовной ответственностью, приняв по сокращенной процедуре изменения в Уголовный и Избирательный кодексы в 2022 году. Это привело к значительному количеству открытых уголовных производств, когда не учитывался ни предыдущий опыт оккупации Крыма и Донбасса, ни уже установленные стандарты международного гуманитарного права о деятельности медицинских работников, спасателей, коммунальщиков на оккупированной территории и неустановление ответственности за ведение соответствующей деятельности", — пишет Савченко со ссылкой на исследование Центра прав человека ZMINA.
Эксперт также подчеркнул, что индикатором перспектив реинтеграции является отношение к населению оккупированных территорий и состояние дел перемещенных украинцев. Он отметил, что действующая политика в отношении населения оккупированных территорий не предусматривает урегулирования накопленных социально-политических напряжений, а они безусловно будут разыгрываться в будущем. Поэтому надо формировать видение оккупированного населения как фасилитатора деоккупации, а не наоборот, подчеркнул Савченко.
"Политика Украины должна быть гибкой и многоуровневой в условиях, когда государство должно конкурировать за собственных граждан. Все, что реализуется "на земле", сначала приобретает формы в коммуникации. Отсутствие организованной коммуникации между институтами и гражданами является одной из причин кризиса единства и, пожалуй, самой войны", — указал он.
По его словам, для создания системной коммуникации надо привлекать специалистов из разных отраслей. Они будут предоставлять информационную, юридическую, психологическую и другую поддержку. Отдельным направлением должно стать противодействие дезинформации и пропаганде. В такое информационное поле, указывает Савченко, надо имплементировать практические и действенные нарративы:
- судьба украинского паспорта, если ты остаешься на оккупированной территории;
- по какой процедуре оккупированные украинцы будут освобождены от российского гражданства;
- от каких действий нужно воздерживаться, чтобы не получить подозрение в коллаборационистской деятельности;
- гарантии имущественных прав и порядок синхронизации сделок во время оккупации с украинским законодательством;
- справочная информация: куда и как обращаться с наступлением определенных событий или в случае решения покинуть ВОТ;
- порядок действий при деоккупации;
- советы по мерам безопасности в оккупации.
Автор также подчеркнул, что украинцы на оккупированных территориях должны понимать, что паспорта РФ выданные на ВОТ, будут провоцировать на российской территории соответствующее отношение к их владельцам, а за рубежом такие паспорта не признают. По его словам, коммуникация должна акцентировать внимание на демографической политике РФ по завозу азиатских и кавказских мигрантов и повышать стремление оккупированного населения возвращаться в Украину.
По его словам, коммуникацию надо направить на украинцев по обе стороны фронта, ведь не секрет, что некоторые граждане испытывают негатив к украинцам, которые остались на оккупированных территориях. Следовательно, надо налаживать коммуникацию между целыми кластерами населения.
"В итоге меры по коммуникации должны заверить украинцев, что они продолжают оставаться частью украинского общества, что они имеют гарантии относительно своего имущества и что от возвращения Украины они только выиграют, а не наоборот", — отметил Савченко.
Эксперт добавил, что для эффективной коммуникации Украине нужны "карты", и часть она уже имеет:
- поддержка Европы;
- перспектива восстановления, инвестиций и интеграции с ЕС;
- собственная система безопасности (армия и военное производство);
- демократические и предпринимательские свободы.
"Конечно, каждая из этих карт имеет свои "но". Однако выигрывает не тот, кто унаследовал много козырей, а тот, кто хорошо играет с тем раскладом, который имеет", — резюмировал он.
С другими статьями автора можно ознакомиться по ссылке.