"Справедливость и выполнение закона в отношении работников": Цивинский рассказал, чего не хватает для эффективной работы БЭБ
"Справедливость и выполнение закона в отношении работников": Цивинский рассказал, чего не хватает для эффективной работы БЭБ

"Справедливость и выполнение закона в отношении работников": Цивинский рассказал, чего не хватает для эффективной работы БЭБ

"Справедливость и выполнение закона в отношении работников": Цивинский рассказал, чего не хватает для эффективной работы БЭБ

Александр Цивинский отметил, что есть ряд законодательных особенностей, которые следует решить.

В случае с НАБУ и САП, хорошо понятно, чего не хватает для их еще более эффективной работы: независимой экспертизы, прослушивания телефонов без разрешения СБУ, открытия дел против депутатов без согласования генпрокурора. Вместе с тем, что нужно для эффективности имеет Бюро экономической безопасности и что можно улучшить, рассказалво второй части интервью ZN.UA директор БЭБ Александр Цывинский, с которым поговорили Юлия Самаева и Инна Ведерникова.

"Для БЭБ нужна справедливость и выполнение закона в отношении работников.Первое — звание. Сейчас работаем над упорядочением соотношения званий. Казалось бы, мелочь, но для человека, который работал в правоохранительном блоке полковником, приход в БЭБ означает автоматическое превращение в лейтенанта. Это не про деньги — про достоинство. Достигли консенсуса с министерством и правительством. Есть судебная практика, которая однозначна. Непринятие соответствующего решения только спровоцирует подачу исков работниками БЭБ для восстановления справедливости и нагрузит и так перегруженную судебную систему. Для чего? Поэтому сейчас это уже чисто технический вопрос, и мы ожидаем его решения", - рассказал Цывинский.

Второй задачей он назвал установление равенства в оплате труда по сравнению с другими спецорганами. Цивинский пояснил, что Государственное бюро расследований, НАБУ, Нацагентство по вопросам предотвращения коррупции и Высший антикоррупционный суд имеют необлагаемый минимум 3028 гривен. В то же время для БЭБ он составляет 2102 гривен. Цивинский отметил, что это дискриминация Бюро экономической безопасности.

"У всех написано одно: заработная плата состоит из определенного количества необлагаемых минимумов. Но для одних этот минимум определяют одной цифрой, для БЭБ — другой. Далее — налог на доходы физических лиц. Во всех органах для руководящего состава есть компенсация налога на доходы. Только для 500 работников БЭБ из буквально миллиона человек начальствующего состава сил безопасности и обороны есть исключение. В результате заработная плата детектива БЭБ на 50-60% меньше зарплаты, скажем, детектива ГБР", - отметил директор Бюро.

Цывинский объяснил, что при таких условиях нельзя выиграть конкуренцию за талантливых работников. Ведь равенство в бизнес-среде, по его словам, должны создавать те, кто равен в своем сегменте, а именно — БЭБ среди других правоохранителей. Поэтому дискриминационный подход исключительно к работникам БЭБ по сравнению не только со спецорганами, но и Нацполицией, пограничниками и ГСЧС, вообще не помогает перезагрузке Бюро.

"Третье — защита. Для проведения эффективных операций нужна физическая защита детективов.Только БЭБ из всех правоохранительных органов имеет проблему с приобретением специальных средств безопасности и наличием соответствующих правовых оснований. Это же не дает возможности защищать свидетелей. Мой опыт в НАБУ показал: когда можешь обеспечить настоящую безопасность свидетелю, он готов сотрудничать. С другой стороны, если орган не способен самостоятельно провести обыски, где потенциально есть препятствия, например, на подпольном производстве сигарет, и вынужден привлекать соответствующие подразделения других органов, то могут быть риски в эффективности", - продолжил директор БЭБ.

В ответ на вопрос достаточно ли у Бюро спецмероприятий для расследования и обеспечены ли все возможности осуществлять негласные расследования, Цывинский заявил, что законом все это предусмотрено, но существуют препятствия, которые существенно ограничивают БЭБ в негласных расследованиях. Он подчеркнул, что подобный подход сужает возможности поиска доказательств с помощью обысков. По словам Цывинского, он хочет изменить этот подход и работать более эффективно, но менее публично. Соответственно, для эффективности Бюро в smart-расследованиях нужны изменения в постановление Кабмина.

"Но продолжу. Четвертое — есть потребность внести изменения в закон. Например, я имею право назначить полиграф, но только могу прочитать результаты, которые к тому же должны быть уничтожены за семь дней. Будем предлагать изменить эту норму, ведь со временем и дисциплинарная комиссия, и представители общественности должны иметь право с ними ознакомиться. И эта информация должна храниться в бюро", - добавил глава Бюро.

Также, по словам Цывинского, есть ряд других законодательных особенностей, которые следует решить, иначе с 2026 года зарплата в БЭБ уменьшится еще больше. А это соответственно фактически сделает невозможным перезагрузку бюро и дальнейшее его развитие. Если же БЭБ не перезагрузить, то построение новой институции может стать лишь идеей без возможности ее воплотить, отметил директор Бюро.

Цивинский также указал на проблему с бронированием. В частности, в БЭБ, в отличие от других органов, предусмотрено обучение IT-специалистов для построения уникальной информационной системы. Однако учитывая действующий формат бронирования от мобилизации, набрав и обучив людей, Бюро не может их забронировать. А значит, добавил директор БЭБ, что построение единой информационной системы, аналогов которой в Украине нет, будет под угрозой.

"Если же мы хотим построить что-то действительно инновационное, нужно позаботиться о бронировании уникальных специалистов. Вы знаете, я сам год служил и точно не из тех, кто использовал бы бронирование без крайней необходимости. Но без этого инструмента, да и с учетом уровня заработных плат, добрать и удержать на работе соответствующих специалистов будет сложно. На этом завершу, но для понимания, только в законодательство нам нужно около 15 изменений, восемь из которых — ключевые", - подытожил Цывинский.

Первую часть интервью читайте по ссылке.

Напомним, 6 августа - после скандала, который тянулся полтора месяца - правительство наконец назначило Александра Цывинского директором Бюро экономической безопасности. Конкурсная комиссия избрала Цывинского директором БЭБ еще 24 июня. Но 7 июля стало известно, что правительство решило отклонить это решение. Через некоторое время комиссия подала соответствующую кандидатуру повторно — мол, Цывинский полностью соответствует требованиям, предусмотренным законодательством — и прекратила работу.

Председатель Антикоррупционного центра "Межа" Мартына Богуславец рассказывала, что ОП препятствовал назначению директором БЭБ любого из двух представителей вновь независимого НАБУ, хотя у этих кандидатов было меньше всего вопросов по добропорядочности. В своей статье "Конкурс по отбору директора БЭБ пытаются сорвать через суды" Богуславец анализировала схему блокирования долгожданной перезагрузки бюро.

Источник материала
loader
loader