/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F35%2Fb65431961369b0fefa2c37324209cb46.jpg)
Как Дания может обойти вето Орбана и открыть Украине реальные переговоры о вступлении
1-2 сентября в столице Дании, председательствующей в Совете ЕС, собрались на неформальную встречу министры всех государств-членов.
Ключевая тема – расширение Евросоюза, поэтому к разговору пригласили также представителей ключевых государств-кандидатов.
Публично все подчеркивали, что разговор идет не о конкретных странах, а о принципах.
В реальности – главной проблемой в процессе расширения сейчас является вето Венгрии, которая по политическим соображениям блокирует движение Украины к вступлению (а вместе с ней заблокированной остается и Молдова).
На данный момент в ЕС нет ни согласия, ни четкого пути обхода венгерской блокады.
От вариантов, которые рассматривались ранее, пока отказались, а новые еще не согласованы.
О том, каковы вызовы и опасения основных игроков в Евросоюзе, а также в Украине, и как можно выйти из тупика, читайте в аналитике редактора "Европейской правды" Сергея Сидоренко Новая дорога в обход Орбана.
Как можно разблокировать движение Украины в ЕС.
Далее – краткое изложение.
И хотя в ЕС стали более открыто обсуждать возможность "обхода" вето премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, такая идея встречает сопротивление внутри ЕС по нескольким причинам.
О них – в полной версии статьи.
Сейчас в ЕС продолжается поиск варианта, который позволит обойти ключевые вызовы.
Понимание того, что это нужно делать – больше, чем когда-либо прежде, но решение далеко от принятия.
В том числе из-за отсутствия действенного сценария.
Датское председательство может созвать межправительственную конференцию для того, чтобы одобрить для Украины и Молдовы два идентичных решения, которые будут называться, например, "Одобрение дорожных карт как индикаторов для открытия первого кластера с целью приближения Украины/Молдовы к готовности к вступлению в Евросоюз".
Причем на эту конференцию можно и нужно пригласить также Венгрию.
Однако единодушия там не потребуется – возможно, достаточно будет решения Еврокомиссии.
А официальное "открытие кластера" пусть будет вторым этапом этого двухэтапного процесса.
И его, конечно же, необходимо будет одобрить единогласно, с венгерским голосом "за".
В этом случае Украина получит уже на "первом этапе" почти все, что ей нужно.
В частности, именно дорожные карты, утвержденные Евросоюзом, являются ключевым элементом, необходимым нам в рамках реальных вступительных переговоров по кластеру "Основы".
А учитывая то, что до венгерских выборов, которые состоятся только в апреле 2026 года, Будапешт не снимет свое вето – такая стратегия позволит нам не терять драгоценное время и вести вступительные переговоры де-факто, не ожидая милости Орбана.
И так же можно поступить и с кластером 2 ("Внутренний рынок") и так далее.
Эта схема не будет нести угрозы ни нарушения правил ЕС, ни разрушения механизма вето, и не создает угрозы "декаплинга", которого избегает Киев.
Единственное, что нужно – это политическая воля.
Подробнее – в материале Сергея Сидоренко Новая дорога в обход Орбана.
Как можно разблокировать движение Украины в ЕС.
