От кризиса до надежды. Как украинский агроэкспорт переживает один из самых сложных сезонов
От кризиса до надежды. Как украинский агроэкспорт переживает один из самых сложных сезонов

От кризиса до надежды. Как украинский агроэкспорт переживает один из самых сложных сезонов

От кризиса до надежды. Как украинский агроэкспорт переживает один из самых сложных сезонов

Прошедшее лето выдалось не слишком удачным для внешних поставок украинской агропродукции — нашего основного экспортного товара. Пора ли стране беспокоиться из-за нехватки валютных поступлений, разберемся.

Прежде всего свою роль в летнем провале сыграл ряд факторов:

  • засуха на юге, поздняя жатва и в целом меньший урожай ранних зерновых;
  • отмена с июня торговых преференций для Украины и возврат к экспортным квотам в ЕС;
  • усиление российских атак на портовую и железнодорожную инфраструктуру;
  • неопределенность, царившая между принятием в середине июля и подписанием президентом в начале сентября так называемых рапсово-соевых поправок.

Добавим к этому более скромные переходные запасы основных экспортных культур (в частности кукурузы), повышение стоимости горючего, перманентные споры между железнодорожниками и трейдерами по тарифам на грузовые перевозки, дорогой из-за упомянутых уже военных рисков морской фрахт и еще массу «мелочей» — и получится сложная ситуация для агроэкспортеров, которые обычно обеспечивают более половины нашей экспортной выручки.

К счастью, спасла от кризиса относительно благоприятная для производителей и экспортеров ценовая конъюнктура на международных рынках.

Как следствие, после очень скромных июльских результатов (3,4 млн тонн против 5,4 млн тонн в июле прошлого года) произошло некоторое оживление экспортных поставок из Украины в конце лета. По данным Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), в августе наши аграрии и трейдеры экспортировали 4 млн тонн продукции АПК. Это на 15,6% больше, чем в предыдущем месяце.

Структура экспорта и цены

Мировые цены на пшеницу в течение августа и в начале сентября снижались из-за хороших урожаев в ЕС и России и улучшения прогнозов для Австралии. Украина, к сожалению, не может похвастаться такими показателями. Поэтому внутренние цены хоть и просели с завершением уборочной кампании, остаются благоприятными для производителей. Касается это как продовольственной, так и фуражной пшеницы. Последняя держится в ценовом тонусе в связи с высоким спросом из-за более поздних сроков сбора кукурузы. А продовольственное зерно сейчас активно скупают переработчики про запас в ожидании роста цен с приближением зимы.

И если в конце лета наращивали отгрузку пшеницы и рапса, то поставки продуктов переработки масличных культур, наоборот, сокращались из-за нехватки сырья и собственно уменьшения объемов переработки в конце сезона.

Например, экспорт подсолнечного масла уменьшился до 150 тыс. тонн. Это наихудший результат за более чем три года. При этом, по данным Электронной зерновой биржи Grain Trade, в августе вообще не было поставок в Индию, где украинское растительное масло обычно напрямую конкурирует с российским.

В сентябре-октябре аналитики ожидают значительно лучшего результата, ведь переработчики, очевидно, поспешат воспользоваться окном возможностей — нынешними экспортными ценами в 1170–1200 долл./тонна с доставкой в порт или на западную границу. Тем более в конце октября — ноябре усилится влияние сезонного увеличения предложения подсолнечного масла от наших конкурентов из черноморского региона и пальмового — из Азии.

Из-за отсутствия переходных запасов подсолнечника маслоэкстракционные комбинаты наращивают переработку рапса. А вот экспорт рапсового сырья в сентябре полностью остановился. Его не отгружают даже производители, которых, в отличие от трейдеров, по закону, освобождают от уплаты 10% экспортной пошлины. Потому что механизм подтверждения происхождения сырья еще не разработан, а действие всех периодических таможенных деклараций, по которым осуществлялись зарубежные поставки в августе, таможенники с 4 сентября аннулировали.

«Хотя закон и предусматривает возможности для экспорта собственной продукции непосредственно теми, кто выращивает рапс и сою, — агрокооперативами, порядок таких поставок без уплаты пошлины не утвержден, возможности доказать на таможне, что это сырье, выращенное тобой, фактически нет. Соответственно, пока такой механизм не утвердят (а это может длиться и месяц), экспорт продолжит тормозиться», — говорит в комментарии ZN.UA заместитель главы Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук.

Объемы поставок и прогнозы на урожай

С начала нового маркетингового сезона (то есть с 1 июля) до окончания первой декады сентября Украина экспортировала свыше 4,6 млн тонн зерновых и зернобобовых культур на 3,3 млн тонн меньше, чем в прошлом году. Доля пшеницы традиционно наибольшая почти 3,1 млн тонн, но более чем на 1 млн тонн меньше, чем за такой же период в сезоне 2024/2025. А еще за границу продали чуть меньше 700 тыс. тонн ячменя. Экспорт кукурузы также очень скромный до 900 тыс. тонн, почти втрое меньше, чем на эту дату в прошлом году.

Под влиянием европейских квот сокращаются и поставки на экспорт других агротоваров.

«В целом за два месяца 2025/2026 маркетингового года экспортировано 7,4 млн тонн продукции АПК, что на 33% меньше прошлогоднего показателя. Основные причины сокращения — более поздний старт сбора урожая (соответственно, у нас было меньше хлеба, предназначенного для экспорта) и почти полное отсутствие переходных остатков кукурузы из прошлого урожая», — объясняет в комментарии ZN.UA руководитель аналитического отдела УКАБ Светлана Литвин.

Валовй сбор зерновых постепенно приближается к показателю в 30 млн тонн. Обмолочены почти 65% засеянных площадей. В частности, по данным Минэкономики, аграрии собрали свыше 22 млн тонн пшеницы, более 5,2 млн тонн ячменя, 610 тыс. тонн гороха и почти 800 тыс. тонн других зерновых и зернобобовых культур. Валовой сбор рапса превысил 3,2 млн тонн. Сбор сои и подсолнечника только начался их намолотили 135 тыс. и 208 тыс. тонн, соответственно.

Нынешняя урожайность основных сельхозкультур на 15–20% ниже прошлогодней, не дотягивает она и до среднегодовых показателей за последнее десятилетие. Аграрии и эксперты рассчитывают, что ситуацию несколько исправит кукуруза. Ведь большинство площадей под этой культурой — в центральных и северных областях, где посевы не страдали от нехватки влаги. Отдача посевов остальных поздних культур (в частности проса, гречихи, подсолнечника и сои) будет ниже, чем в 2024-м, но не критично.

Экспорт другой агропродукции

Производители сахара на протяжении 2024/2025 маркетингового сезона экспортировали 580 тыс. тонн сахара, на 16% меньше, чем годом ранее. По данным ассоциации «Укрсахар», всего 17% экспортных поставок приходится на страны ЕС, тогда как в сезоне 2023/2024 этот показатель составлял 77%. То есть производители сахара — среди тех, кто ощутил на себе наибольшое влияние возврата квотирования поставок украинской агропродукции в Евросоюз и ограничительных мер, введенных некоторыми европейскими государствами. Альтернативой стали рынки Турции, Ливии, Северной Македонии, Ливана и Сомали.

В августе Украина сократила и объемы экспорта молочных продуктов — до 10,6 тыс. тонн. Это также следствие приостановки поставок в ЕС на фоне исчерпания квот и снижения цен на сливочное масло. По данным профильной ассоциации, по сравнению с июлем, когда поставки проходили в рамках квот ЕС, экспорт сократился на 19%. Уменьшилась и экспортная выручка — до 31,2 млн долл. Вероятно, в сентябре, после исчерпания квот, даже о таких показателях наши аграрии и трейдеры будут только мечтать.

«После исчерпания квот Украина будет вынуждена остановить экспорт в страны ЕС, потому что мы станем неконкурентоспособными из-за уплаты дополнительной пошлины. Это касается не только молочной продукции, но и сахара, муки, частично мяса, яблочного сока и т.д. Фактически это все те товарные группы, с которыми Украина начала процесс вхождения на рынки стран ЕС и закрепления на них. Но есть отдельные категории товаров, которые с учетом пошлины останутся конкурентоспособными. Эти позиции в принципе экспортировались сверх квоты и до войны. Это мед, яйца, некоторые виды мяса птицы», — детализирует Светлана Литвин.

Луч надежды из ЕС и другие рынки

В эти дни Украина и Европейский Союз планируют подписать обновленное торговое соглашение, которое предусматривает расширение квот на агропродукцию при сохранении защитных механизмов для рынков стран — членов ЕС. Документ, как можно ожидать, вступит в силу уже до конца сентября. Вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Тарас Качка подтвердил это в выступлении на конференции УКАБ, уточнив, что квоты на пшеницу могут увеличить с 1 млн до 1,3 млн тонн, на ячмень — с 350 тыс. до 450 тыс. тонн, на птицу — с 90 тыс. до 120 тыс. тонн, на сахар — с 20 тыс. до 100 тыс. тонн.

Из негативных для нас компромиссов — положение, согласно которому страны члены ЕС могут в любой момент временно ограничивать импорт какой-либо продукции из Украины. Так, в Варшаве говорят, что Польша готова сразу же после подписания обновленного соглашения применить этот инструмент «для защиты своих фермеров».

Впрочем, по оценкам специалистов, украинским экспортерам удается очень быстро находить альтернативу европейскому рынку. Хотя, конечно же, этот процесс требует времени. Несмотря на традиционно высокий мировой спрос на продовольствие, занять ниши на логистически и финансово выгодных для нас рынках не так просто.

«Экспорт зерновых, масличных культур и продуктов их переработки даже в сложнейшие для Украины времена осуществлялся не только в страны ЕС. Этот рынок интересный, логистически удобный, но не единственный для украинских аграриев. В первые месяцы 2025/2026 маркетингового года зерновые экспортировались, кроме стран Евросоюза, в Египет (18% объема), Индонезию (13%), Китай (10%), Вьетнам (8%), Турцию (8%) и другие страны. Для растительных масел это Индия (17% объема), Ирак (5%), Турция (3%), Китай (3%) и другие», — рассказала Светлана Литвин.

Урожайные перспективы 2026

Между тем набирает обороты осенняя посевная, с которой связаны наши надежды на улучшение экспортных показателей в следующем сезоне. Рапс уже посеяли на более чем 60% запланированных площадей. В некоторых регионах начали сеять и озимые пшеницу, ячмень и рожь.

В начале сентября агрометеорологические условия были благоприятными практически по всей территории страны: температура по-летнему высокая, грунт почти везде хорошо увлажнен, даже на юге прошли небольшие дожди. В целом, по данным Минэкономики, озимыми в этом году должны засеять примерно 6,5 млн га (5,42 млн га пшеницей, ячменем и рожью и более 1,1 млн га рапсом).

Но особенно радуют урожайные прогнозы специалистов. В частности, в Институте аграрной экономики считают, что в 2026 году урожайность зерновых может вырасти до 4,8–5,1 т/га. Это станет самым высоким показателем с начала полномасштабного вторжения. Хотя, разумеется, о точных прогнозах фактически за год до сбора нового урожая говорить не приходится — слишком много факторов, которые потенциально могут повлиять на окончательный результат. К тому же еще не до конца понятно, сколько площадей селяне в итоге засеют теми или иными культурами.

«Аграрии в первую очередь ориентируются на себестоимость и цену. Например, если кто-то предварительно делал ставку на рапс, то сейчас на фоне неопределенности с экспортом он может остановить сев. Вместо того отдаст предпочтение озимым посевам пшеницы, спрос на которую всегда высок, а преград для поставок за границу меньше, либо оставить больше земли под яровые. В целом подход остается неизменным: то, что пользуется спросом на внешних рынках, тому и приоритет в возделывании», — комментирует Денис Марчук.

Вместе с тем на существенное расширение посевных площадей рассчитывать, по мнению экспертов, к сожалению, не приходится. Объясняется это как расширением зоны боевых действий, так и слишком медленными темпами разминирования загрязненных земель. В Счетной палате, как известно, пришли к выводу, что без структурной реформы системы противоминной деятельности полная очистка земель может растянуться на несколько десятилетий.

Источник материала
loader
loader