По словам президента Молдовы Майи Санду, Кремль расширил вмешательство в выборы в ее стране, в частности, охватив диаспору за рубежом накануне парламентских выборов, сообщает FT.
Санду, которая полагалась на диаспору, чтобы получить второй срок на посту в прошлом году и обеспечить голосование "за" вступление в ЕС на референдуме, заявила Financial Times, что Москва усилила свою онлайн-кампанию по дезинформации.
"Россияне нацелены на диаспору", — отметила она, обвинив Москву в использовании священников Русской православной церкви для распространения пропаганды и развертывании сети ботов "Матрешка" для генерирования фейкового контента.
Санду, чья проевропейская партия "Действие и солидарность" надеется сохранить большинство на выборах 28 сентября, опасается повторения кампании 2024 года, когда российские агенты распространяли фейковые сообщения о минировании молдавских избирательных участков за рубежом, в частности в Германии.
В прошлом году службы безопасности Молдовы подробно описали "беспрецедентную российскую атаку" на избирательный процесс в стране, обвинив Москву во вливании огромных сумм денег с целью покупки голосов через разветвленную сеть посредников. Санду заявила, что Россия потратила эквивалент 1% ВВП Молдовы на вмешательство в выборы в стране в 2024 году.
По словам президента Молдовы, тактика России эволюционирует. Преступники, которые находятся "на зарплате" у Москвы, сейчас также используются для провоцирования беспорядков в молдавских тюрьмах.
"Россия использует действительно очень широкий спектр инструментов... пытаясь подорвать наши институции", — отметила она.
Кремль обычно отрицает свою причастность к вмешательству в выборы за рубежом.
Санду призвала ЕС к поддержке во время выступления в Европарламенте в начале этой недели.
"Я хочу, чтобы ЕС научился на нашем опыте. Молдова - это хрупкая демократия, но мы видим, что некоторые действия России в Молдове затем "экспортируются" в другие страны. Мы не должны недооценивать опасность для наших демократий", — сказала она FT.
Брюссель в прошлом году пообещал Молдове экономическую поддержку в размере 1,8 млрд евро накануне референдума о членстве в ЕС.
Президентские выборы, состоявшиеся параллельно с референдумом, превратились в напряженную борьбу между Санду и пророссийским кандидатом Александром Стояногло.
Санду выиграла второй тур с 55% голосов благодаря, в частности, голосам диаспоры. Если бы подсчитывались только голоса избирателей, проживающих в Молдове, Санду проиграла бы, поскольку местные избиратели отвернулись от нее из-за роста цен на энергоносители, связанного с войной РФ против Украины и решением Молдовы уменьшить зависимость от российских поставок.
Прогресс Молдовы на пути к вступлению в ЕС остановился, поскольку заявка Кишинева "привязана" к заявке Украины.
Обе страны подали заявки на вступление в Союз в 2022 году, после полномасштабного вторжения РФ в Украину. Однако премьер Венгрии Виктор Орбан блокирует начало переговоров о вступлении с Украиной, тогда как Киев настаивает, что Украина и Молдова должны двигаться в ЕС вместе.
"Учитывая давление, которое оказывает на нас Россия, и угрозы, с которыми мы сталкиваемся, интеграция в ЕС является единственным способом для нас выжить как демократия. Мы верим, что ЕС должен найти решение, чтобы и Молдова, и Украина могли перейти к следующим этапам", — сказала Санду.
Она назвала предстоящие парламентские выборы последним препятствием на пути Молдовы к вступлению в ЕС.
Партия Санду столкнулась с сильным противником после того, как Стояногло объявил о создании коалиции трех оппозиционных сил, которые объединились, чтобы бросить вызов "Действию и солидарности".
Стояногло призвал Молдову быть в "гармонии" как с "Западом, так и с Востоком". Блок Стояногло "Альтернатива" номинально поддерживает интеграцию в ЕС, но Санду говорит, что ее оппоненты стремятся отменить прогресс Молдовы и вернуться в сферу влияния России: Кремль хочет "захватить Молдову через избирательные урны", предупредила она.
Санду ранее предупреждала, что цель Кремля на парламентских выборах в Молдове, как и на президентских выборах в прошлом году, — заменить руководство страны людьми, которых Москва сможет контролировать. Если России это удастся, то Кремль попытается использовать Кишинев и против Украины.