Причина ДТП №1 – превышение скорости: как предлагают с этим бороться
Причина ДТП №1 – превышение скорости: как предлагают с этим бороться

Причина ДТП №1 – превышение скорости: как предлагают с этим бороться

Два смертельных ДТП, которые произошли одно за другим в Киеве, в который раз возвращают нас к теме о безопасности дорожного движения. 7 сентября из-за выезда на встречную полосу на Харьковском шоссе погибли водитель Audi и его пассажир. 8 сентября служебный пикап под управлением военного при подобных обстоятельствах врезался в гражданское авто, где погибли водитель и сотрудник полиции. По силе ударов нетрудно догадаться, что машины двигались на приличной скорости.

Мы с болью и отчаянием считаем жертв войны, а между тем на дорогах в Украине ежегодно гибнут более 3 тысяч человек. Половина роковых ДТП – это последствия несоблюдения скоростного режима, а такие нарушения эксперты считают последствиями лояльного законодательства. Как можно изменить законы, чтобы на дорогах стало безопаснее, – в материале Коротко про.

Мизерные штрафы и притупленное чувство безопасности из-за войны

В конце августа эксперты в сфере безопасности дорожного движения собрались на круглый стол, на котором заместитель председателя Укртрансбезопасности Евгений Зборовский привел цифры, свидетельствующие о постоянном росте количества ДТП: в 2023 году - 2800, в 2024-м - 3500, а на первый квартал 2025 года - уже 3600 дорожных приключений. Причем специалист уверен: аварийность можно снизить и даже свести к нулю, если ввести строгие ограничения скорости.

В качестве примера Евгений Зборовский приводит столицу Финляндии - Хельсинки, где максимальная скорость транспорта составляет 30 километров в час. По утверждению эксперта, при таком режиме нет погибших и даже травмированных в ДТП, отсутствуют пробки, «…водители повсюду успевают, люди живут. У нас же люди гибнут массово – более 3 тысяч человек каждый год, и это, конечно, катастрофа", - подчеркнул представитель Укртрансбезопасности.

Одной из причин пренебрежения скоростным режимом он называет мизерные штрафы за превышение скорости и тот момент, что эти нарушения можно допускать десятками, не имея никакой дополнительной ответственности. Сказывается и состояние войны, когда из-за страха перед дронами и ракетами ощущение безопасности на дорогах притупляется.

Нигде в Европе

Николай Ильчук. Фото: facebook.com/nikolasua1

Николай Ильчук. Фото: facebook.com/nikolasua1

В мае этого года группа народных депутатов внесла в Раду законопроект №13314 о введении пропорциональности ответственности за превышение установленных ограничений скорости движения транспортных средств. Одним из его разработчиков стала кампания «За безопасные дороги» – общественная инициатива Центра демократии и верховенства права. Основное предложение – отменить так называемый "нештрафуемый порог"– разрешение превышать установленную скорость на 20 километров в час.

- Если мы посмотрим за этот год, за прошлый, за пять или десять лет - причиной номер один ДТП с травмированными и погибшими является скорость. Эта погрешность в "+20" действует только в Украине и соседней стране-агрессоре. Ни одно государство на территории Европы не имеет такого допуска. В большинстве стран вообще не существует «нештрафуемого минимума», максимум - из-за возможных погрешностей измерительного прибора допускают превышение в 2-3 километра, - комментирует Коротко про эксперт по адвокации кампании "За безопасные дороги" Николай Ильчук. – Если установлено 50 км/ч в пределах населенного пункта, значит это 50 км/ч.

У нас при допуске "+20", отмечает эксперт, водители спокойно ездят 70 километров в час, потому что знают, что за это не штрафуют. А то и выжимают все 100 км/ч, потому что штраф за превышение от 20 до 50 километров составляет всего 340 гривен.

Что предлагается

Ответственность за превышение скорости начать с плюс 10 км/ч с градацией размеров штрафов:

  • превышение на 10-20 км/ч – 340 грн,
  • на 21-30 км/ч – 680 грн,
  • на 31-40 км/ч – 1360 грн,
  • на 41-60 км/ч – 1700 грн,
  • на 61-80 км/ч – 2720 грн,
  • более 80 км/ч – 3400 грн,
  • превышение, создавшее аварийную ситуацию, влечет лишение водительских прав на срок от 6 месяцев до года.

Штрафы съедает инфляция

Комментаторы законопроекта высказывают две противоположные претензии. Водители жалуются, что им снова хотят закручивать гайки и выжимать деньги. Пешеходы критикуют малые суммы штрафов и напоминают, что их "съедает" инфляция. Мол, 340 грн – это килограмм колбасы, примите такой закон, чтобы штрафы индексировали.

- Штрафы нужно индексировать, но действующий Кодекс об административных нарушениях такой возможности не предусматривает, его нужно менять депутатским голосованием. Новая редакция КУоАП, где подобная процедура предусмотрена, два года лежит в Раде без движения, – отмечает Николай Ильчук.

Что касается "нелюбви" наших автовладельцев к тихой езде, то эксперт отмечает, что в любой стране, если законодательство и инфраструктура это позволяет, водители могут злоупотреблять.

– Соответственно, если нужно ехать 50 км/ч, а можно 70 км/ч, будут выжимать максимум, и ничего их не остановит, если нет ответственности.

Еще один вопрос, которым задаются участники дорожного движения: хватит ли контроля за новыми ограничениями? Там, где видеокамеры, есть сдерживающий момент, а на "слепых" участках дорог можно делать что хочешь.

- Каждый километр, конечно, невозможно проконтролировать, Украина большая по территории. В меньших странах тоже нет тотального контроля. Принято контролировать участки с концентрацией ДТП. Там устанавливают камеры или выставляют полицейские патрули.

ДТП в центре столицы, где погиб находившийся за рулем правоохранитель. 29.08.2025. Фото: ДБР

К вопросу приоритетов

Понятно, что все вопросы градация не решит.

- ДТП и дорожный травматизм – это комплексная проблема. Но стоит начать хотя бы с первых шагов. Это будет толчком к тому, чтобы органы местного самоуправления начали немного упорядочивать свою дорожную инфраструктуру. Мы либо строим автобаны в городах, либо делаем города более безопасными. Если автобан находится в центре города, туда должен быть ограничен доступ пешеходов и велосипедистов. В Польше так и есть – посреди мегаполиса магистраль, где разрешена скорость в 80 км/ч, но разрешена она потому, что нет пешеходных переходов, нет перекрестков со светофорами. Мы же пытаемся сами себя обмануть – пускаем через проспект в пять полос пешеходный переход, чем увеличиваем риски, – отмечает Николай Ильчук. – Дороги для автомобилей нужно строить так, чтобы они не пересекались с пешеходами. А если пересекаются, то ставить ограничения в 50 км/ч.

Законопроект прорабатывается в профильном комитете. Когда будет вынесен и будет ли вынесен на голосование, прогнозировать сложно. В «запасниках» Рады находятся еще два прошлогодних законопроекта по усилению безопасности дорожного движения. Сторонникам мнения, что во время войны такая тема не приоритет, Николай Ильчук напоминает о более чем 3 тысячах погибающих на дорогах ежегодно.

Какие еще есть предложения

Законопроект №12172. Предлагается ввести повышенные штрафы за вторые административные правонарушения, например, проезд на запрещенный сигнал светофора, нарушения правил проезда перекрестков, пешеходных переходов и т.п. – 1020 гривен, за третье подобное нарушение – 2550 грн.

Предусмотрена возможность лишения прав.

Законопроект №11029 устанавливает ответственность за:

  • управление транспортными средствами с шинами, не отвечающими сезонным требованиям, - штраф в 1700 грн, за повторное нарушение от 3400 до 8500 грн с лишением водительских прав на 3 - 6 месяцев,
  • превышение "средней скорости движения". Такой хотят считать скорость, зафиксированную приборами. Величина будет определяться путем деления прошедшего автомобилем расстояния на время, потраченное на проезд определенного участка дороги. Штраф 340 грн.

 

Источник материала
loader
loader