Результаты национального мультипредметного теста-2025 показали, что в украинской школе формируется тонкая прослойка сильных учеников и значительно более широкий пласт тех, кто не владеет даже базовыми знаниями. Об этом пишет Оксана Онищенко в статье "Образование в зеркале НМТ: что мы на самом деле видим в результатах?".
Она рассказывает, что математика традиционно становится главным символом образовательного кризиса. По данным отчета Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО), каждый пятый участник нынешнего УМТ не преодолел 108 баллов, половина не набрала выше 132. В то же время именно по этому предмету больше всего 200-бальников - 1177.
"Это системная проблема, которая наблюдается не первый год и не только на ВНО: видим высокий уровень подготовки в части школ, которые придерживаются образовательных традиций, сотрудничают с университетами, привлекают учеников к олимпиадному движению, — и тотальную неспособность массовой школы обеспечить хотя бы базовый уровень математической грамотности", - пишет автор.
Она добавляет, что сосредоточение только на математике создает иллюзию, что другие предметы в лучшем состоянии. На самом деле в тестах НМТ немало легких заданий (особенно на тесте по украинскому языку, которые скрыли от нас настоящий разрыв между сильными и слабыми учениками).
"На тестах по многим учебным предметам очень четко видно, что есть тонкая прослойка сильных учеников (по некоторым предметам — прозрачный почти до дыр), и значительно толще — тех, кто показал неутешительные результаты. То есть массовое образование — низкого качества", - подчеркивает Онищенко.
Также по всем предметам видны системные проблемы школьного образования: большинство учеников имеет фрагментарные знания, не владеет базовыми навыками, им легче работать с короткими заданиями — набором слов или формул, а не с текстами (потому что и с чтением книг — проблемы). Ученики знают правила, термины или формулы (и то не всегда), но не понимают, что за ними стоит и как это работает. "Школа и репетиторы тренируют в основном узнавать, а не думать", - констатирует автор.
В украинских школах происходит имитация обучения, в частности, наибольшее внимание ученики обычно сосредоточены на предметах, необходимых для сдачи внешнего независимого оценивания или национального мультипредметного теста. Превращать школу в место, где муштруют по тестам, а все остальные предметы не учат, нельзя, но и облегчения ВНО или НМТ, так же нельзя допустить, пишет Оксана Онищенко в статье "Не провал, а обрыв. Почему падает качество школьного образования".