Европейская комиссия сделала шаг, который может определить новую финансовую архитектуру поддержки Украины. Речь идет о репарационном кредите — Reparations Loan. Об этом пишет Олег Саркиц, экономист, эксперт по антикризисному менеджменту, основатель общественной организации "Народная мечта", соучредитель БФ "До Мрії" — "Репарационный кредит: ЕС превращает замороженные активы РФ в оружие для Украины".
"Механизм выглядит просто и одновременно изящно: ЕС предоставляет Украине деньги уже сейчас, но обязательство возвращать их возникает только тогда, когда Россия начнет выплачивать репарации. Это превращает долг в фактически безрисковый для Киева ресурс и одновременно закрепляет главный принцип: счет за разрушения оплачивает агрессор", - отмечает он.
По его словам, эта новация не появляется в вакууме. Она логично вырастает из нынешней программы ERA loans — договоренностей G7 о 50 млрд долл. кредитов, обслуживание которых обеспечивается сверхприбылями от замороженных российских активов. Еврокомиссия подтвердила, что уже в 2025 году часть такого финансирования будет frontloaded, то есть привлечено раньше графика, в частности 6 млрд евро, которые помогут закрыть ближайшие бюджетные вопросы.
"В официальных документах ЕС не указывается конкретный месяц, но сам факт досрочного перечисления денег выглядит как мощный сигнал: Европа отпирает кассу", - считает он.
Reparations Loan — это политический месседж, который фиксирует новую норму международных отношений: агрессор несет материальную ответственность за ущерб, и механизмы возмещения запускаются уже во время войны.
"Для Украины это означает стабильность бюджетных поступлений без наращивания опасного долгового бремени. Для ЕС — юридически чистый способ конвертировать активы агрессора в пользу жертвы, не пересекая красных линий прямой конфискации, которые могли бы подорвать доверие инвесторов. Для США и Британии — политическая площадка, чтобы показать: санкционные инструменты имеют реальный экономический смысл, а не являются формальностью", - добавил он.
Потребность Украины во внешнем финансировании в 2026 году будет оставаться высокой — около 60 млрд долл., поступления доходов от замороженных активов будут очень важными для поддержки экономики. На восстановление Украины, по разным оценкам, уже требуется более 560 млрд долл.
"Репарационный кредит в этом смысле — это элемент большей мозаики: макрофинансов ЕС, кредитов Всемирного банка, гарантий G7 и двусторонней помощи Британии, Канады и Японии. Но именно он может стать символическим и юридическим мостиком к будущим репарациям: Украина получит деньги уже сегодня, а счет поступит Кремлю после завершения войны", - считает он.
С другими материалами автора можно ознакомитьсяпо ссылке.