Владимир Фесенко: Я бы не советовал попадать в ловушку новых завышенных ожиданий от Трампа
Президент США Дональд Трамп в последние дни кардинально изменил риторику в отношении войны в Украине. И выступая на Генассамблее ООН, и в социальных сетях, он сделал ряд заявлений, которые выглядят как кардинальное изменение нынешнего подхода США.
Что заставило президента США изменить высказывания, последуют ли за этим конкретные шаги в виде санкций и давления на Россию, как дальше будут развиваться американо-украинские отношение - Коротко про рассказал глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
Трамп показывает, что теперь у России нет козырей, а не у Украины
- Дональд Трамп резко поменял свою риторику в отношении Украины и России. Почему?
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F11%2F60ce8e0e637f7a3e9d81bba8287de8ef.jpg)
Политолог Владимир Фесенко. Фото: ФБ Владимир Фесенко
- В том-то и дело, что не все там так резко. Главная тенденция, которая бросилась в глаза и привела к выводу о кардинальном изменении отношений Трампа, это его позитивная риторика по отношению к Украине, которая контрастирует с тем, что было раньше, особенно в первые месяцы президентства Трампа. Когда он говорил, что у Украины нет козырей, были намеки на то, что Украина проиграет войну и что нам надо соглашаться на российские условия.
А здесь уже совсем другой подход - оценка и мужества украинцев, и их способности защищать самих себя. Но! Тут нет антироссийской риторики.
Когда Трампа спросили, изменится ли его отношение к Путину, он сказал, что «через месяц посмотрим». Но эти сроки не имеют значения, и нет смысла подсчитывать и ждать, что через месяц появится что-то от Трампа. Это условности. Трамп по-прежнему не готов сейчас менять отношение к России. Поэтому я бы не торопился с выводами, что у него кардинально изменилось отношение к российско-украинской войне. Обратите внимание: когда на днях наши международные партнеры сделали совместное заявление о необходимости справедливого мира в Украине, то там не было США. Поэтому я бы пока не делал однозначных выводов.
- Что или кто мог повлиять на него, раз он сказал, что полностью понял всю военную и экономическую ситуацию с Россией и Украиной?
- Во-первых, дает свои результаты настойчивая, упорная, системная работа украинской дипломатии и прежде всего самого президента Зеленского. Уже прошло пять встреч с Трампом с начала его второго срока президентства. Я думаю, что сейчас очень мало других зарубежных лидеров, которые бы так часто встречались с президентом США. И Зеленскому удалось найти необходимый стиль, тональность в общении с Трампом.
На позицию Трампа мог повлиять и его спецпредставитель Кит Кэллог, который встречался с президентом Владимиром Зеленским перед его встречей с Трампом. Этот человек - главный информатор Трампа о военной ситуации в Украине, и его влияние достаточно существенное. Трамп относится к Киту Кэллогу с уважением, ценит его мнение как военного профессионала. Поэтому суммарно воздействие нашей дипломатии, наших друзей в Вашингтоне, активные контакты с Трампом и влияют на его позицию по Украине.
- Какой сигнал всем дает заявление Трампа?
- Это такой тактический сигнал, который Трамп как бы посылает Путину: «Ты хочешь воевать, не хочешь договариваться о мире. Окей, я помогу украинцам и Европе воевать с тобой, и еще неизвестно, чем эта война для тебя закончится». Он как бы принимает вызов Путина.
Трамп показывает, что теперь у России нет козырей, а не у Украины. Недаром он сделал акцент на плохой экономической ситуации в России. Это способ риторического воздействия на Путина, на Россию: если вы будете воевать дальше, то вы можете проиграть. Поэтому давайте лучше договариваться. Очевидно, что Трамп понял, что проблема в Путине, и надо оказывать давление именно на него.
…но не стоит ожидать, что Трамп сейчас бросится помогать нам отвоевывать территории
- Дональд Трамп сказал, что Украина может вернуть свои территории. Это просто слова или за этим последуют конкретные действия?
- Тактически - нет. Нам не стоит буквально воспринимать, что Трамп сейчас бросится помогать нам отвоевывать территории. Или будет ставить перед нами задачу отвоевывать территории. Нет. Это скорее сигнал в адрес России, такое себе предупреждение, что война может затянуться, и еще неизвестно, чем она может закончиться для Москвы. Это только тактическая формула, и она не означает призыва к Украине отвоевывать территории. Тем более Трамп не будет помогать в этом. Это пока способ давления на Путина и не более того.
- Важное уточнение - Трамп сделал отдельную ремарку, что Украина может вернуть свои территории при поддержке Евросоюза. Значит ли это, что США непосредственно не будут помогать нам в этом процессе?
- Да, американцы всегда будут чуть в стороне, могут нам помогать косвенно, но это не столько помощь нам, сколько давление на Россию, чтобы она прекратила войну. А прямой помощи от США, к сожалению, не будет. Я бы не советовал попадать в ловушку новых завышенных ожиданий от Трампа. Его главный интерес заключается в том, чтобы закончить войну в Украине, а не помочь Украине выиграть войну.
- Вы говорите, что нам не надо попасть в эту ловушку. Зеленский уже попал в эту ловушку, судя по его заявлениям после встречи с Трампом?
- Нет, не попал. У Зеленского есть некий энтузиазм после общения с Трампом, но я не вижу, чтобы он говорил, что США полностью на нашей стороне. Просто Трамп стал нам ближе, с ним стало легче договариваться, и его можно убеждать.
- Возобновят ли США поставки оружия Украине или это и дальше будет делать только Европа?
- Эта продажа оружия уже возобновилась. А поставок бесплатной помощи Украине уже никогда не будет. Это Трамп, это не Байден. Он не вернется к политике безвозмездной помощи нам. Америка и дальше будет продавать европейцам оружие для нас через программу Перечня приоритетных потребностей Украины (PURL).
- Трамп сказал, что о своем доверии к Путину скажет через месяц. Что имелось в виду и почему через месяц?
- Не надо покупаться на эти «две недели», «месяц» и так далее. В действительности может ничего не быть или может быть все что угодно.
Нужно ждать, что будет через месяц у самого Трампа. Например, ответит ли Путин на изменение его риторики. Ведь российский диктатор видит, что Трамп уходит от него, он недоволен, раздражен, и что надо опять возобновлять игру с Трампом. Поэтому сейчас надо ждать не то, что будет делать Трамп, а что будет делать Путин по отношению к Трампу.
На позицию Трампа в ближайший месяц может повлиять и оглашение 10 октября результатов Нобелевского комитета по премии мира. Ведь Трамп очень хочет получить эту премию.
После пяти личных встреч между Зеленским и Трампом стало больше понимания. Фото: Chip Somodevilla/Getty Images
Путин в ответ будет добиваться новой встречи или разговора с Трампом
- Вы упомянули Путина. Как он может отреагировать на все эти заявления Трампа?
- Он будет реагировать двояко. С одной стороны, он продолжит силовое давление и на нас, и на европейцев. Военное наступление, а также воздушные атаки будут продолжаться как минимум до конца года. Ведь российскому диктатору нужно показать Трампу, что на самом деле Россия все-таки выигрывает войну.
С другой стороны, будет продвигаться идея прямого нового контакта Путина с Трампом. Хозяин Кремля уже убедился, что его личный контакт с Трампом оказывает влияние на президента США. Поэтому ему нужно либо организовать телефонный разговор с Трампом в ближайшее время, либо договариваться о какой-то новой встрече. Ставка будет делаться на новый разговор Трампа и Путина.
- Чем Путин все время очаровывает Трампа, чем он его берет?
- Путин играет на стереотипе Трампа, что хорошее отношение между двумя лидерами – это предпосылка решения политических проблем. Это убеждение Трампа, и Путин это использует, он сформировал полуприятельские отношения с ним, и такие душевные беседы Трампу нравятся. И, конечно, лесть, которую Путин использует как манипулятивный механизм, где он играет на темах, значимых для Трампа. В частности, на его бизнес-интересах, ведь у того есть огромный интерес к громаднейшим природным ресурсам России.
И понимая, что Трамп хочет завершить войну в Украине, Путин очень аккуратно играет с этой темой. Он постоянно сохраняет иллюзию у Трампа, что война может закончиться. Но для этого нужно пойти на уступки России. Чем важны наши регулярные переговоры с Трампом? Тем, что это постоянная борьба с Россией за Трампа. Мы и Россия.
- Что должно произойти, чтобы Трамп полностью отвернулся от Путина?
- Это должно быть полное предательство Путиным каких-то интересов Трампа, чтобы он сам воспринимал это как предательство. Трамп очень специфический человек, он может быть очень радикальным, неполиткорректным, хулиганистым, грубым, но при этом он очень отходчивый. Когда был скандал между ним и Зеленским в Овальном кабинете, все говорили, что теперь дорога для Зеленского в Белый дом закрыта и что он чуть ли не смертельный враг для Трампа. А что мы видим? Противоположную ситуацию. Пять встреч Зеленского и Трампа после этого, и ситуация стала гораздо лучше.
Поэтому я даже не знаю, что должно случиться, чтобы Трамп окончательно разочаровался в Путине. Но я думаю, если Путин упорно не будет идти навстречу в переговорном процессе и не будет соглашаться на какие-то встречные мирные шаги, американцы начнут постепенно усиливать давление. Вопрос - в какой форме, что именно это будет? Может быть, это будут какие-то совместные санкции с европейцами.
Но для Трампа тут важна тактика. Если слова не работают, вот тогда он начнет предпринимать какие-то действия, чтобы принудить ту сторону к реальному диалогу. Но он все равно будет готов договариваться с Путиным. Я скажу неприятную для нас вещь, но Россия для него гораздо интереснее, чем Украина. С точки зрения природных и экономических ресурсов и с точки зрения значения в большой геополитической игре.
С Трампом все в любой момент может поменяться
- Вы упомянули, что у Трампа и его окружения бизнес в голове. Додавит ли Трамп Европу в процессе прекращения покупок российских энергоносителей? Для нас это было бы очень хорошо.
- Он постепенно и так додавливает европейцев. Но это не произойдет в один момент. Европа и так уже явно ускорила свое движение к полному отказу от закупки российских энергоносителей. Они планировали отказаться от российского сжиженного газа до конца 1927 года, а сейчас уже говорят о начале 1927 года.
И тут важно, что Трампу все-таки внесли в голову и обратили его внимание на то, что это не Европа покупает нефть, а именно Венгрия. Поэтому будем смотреть, удастся ли ему повлиять на Орбана. Думаю, что и здесь будет определенный прогресс.
- Трамп поддержал идею сбивать российские самолеты и дроны над территорией НАТО. Это развяжет руки европейцам, они станут более решительными?
- Он поддержал это неоднозначно. Если обобщить заявление Трампа и то, что сказал госсекретарь Марко Рубио, речь не идет об автоматическом сбивании, особенно самолетов. Дроны сбивать могут. Я думаю, что сейчас европейцы будут определять протокол, что делать. Будут смотреть: если российский самолет случайно залетел на территорию стран НАТО, то его сбивать не будут, а будут выдавливать перехватчиками. А если будет конкретная угроза атаки со стороны россиян, то его собьют.
- Зеленский сказал, что Трамп теперь доверяет ему намного больше. Надолго ли?
- Никто не знает ответа на этот вопрос. С Трампом ничего не бывает постоянного. Все может измениться, и, увы, здесь нет никакой гарантии. Сегодня Трамп явно склонился в нашу сторону. С высокой вероятностью здесь и тактический маневр Трампа. Он то ближе к Путину, то ближе к нам, давит то на Путина, то на нас. На нас, кстати, чаще. Но он не заставляет нас что-то делать. Вот это очень важно, все-таки он понимает, что мир должен быть хотя бы относительно паритетным. Поэтому Трамп и стал больше воспринимать информацию от Зеленского. Но у Трампа есть проблема – он не вникает в детали. Это его слабое место, чем, кстати, пользуется Путин.

