Прожиточный минимум: поднимут ли его до 9 тысяч гривен
Прожиточный минимум: поднимут ли его до 9 тысяч гривен

Прожиточный минимум: поднимут ли его до 9 тысяч гривен

Несмотря на годы обещаний и обсуждений, прожиточный минимум в Украине остается формальным, а если говорить проще - «ненастоящим». Обычные потребители, эксперты и власть давно пришли к консенсусу: прожиточный минимум в Украине мизерный. Фактически цифра, заложенная в бюджете, не имеет ничего общего с суммой, необходимой для нормальной жизни и, скорее, выполняет техническую роль для расчетов социальных выплат. Да еще и статистика бедности искривляется: люди живут гораздо хуже, чем показывают официальные цифры. Почему прожиточный минимум поднимается очень осторожно, как можно изменить ситуацию и реально ли поднять показатель до суммы, на которую действительно можно прожить? Ответы на эти вопросы – в материале Коротко про.

Сначала – «лишить социальной нагрузки»

В Верховной Раде находятся законопроекты, которыми предлагается вернуть прожиточному минимуму смысл и наконец-то установить его на уровне фактической потребительской корзины. Об этом на прошлой неделе сообщил министр социальной политики, семьи и единства Украины Денис Улютин.

«В настоящее время в Верховной Раде рассматриваются проекты законов, которые позволят нам установить прожиточный минимум на уровне фактического», – отметил министр и напомнил, что сегодня прожиточный минимум используется как расчетная величина для большого количества выплат, и это не соответствует его социальному назначению.

Для решения этого вопроса законопроектами № 13466, 13467, 13468 и 13469 предусмотрено введение базовой величины как условной денежной единицы, не имеющей социальной нагрузки. Только после этого можно будет повысить размер прожиточного минимума и приблизить его к фактическому уровню.

В чем проблема?

Да, прожиточный минимум в Украине мизерный. Но дело в том, что его невозможно поднять «отдельно». Вместе с этим показателем будут расти социальные выплаты – пенсии, алименты, пособие по безработице, социальная помощь малообеспеченным семьям, пособие при рождении ребенка. И именно это влияние на социальные выплаты и значительные финансовые расходы из бюджета являются главными причинами того, что прожиточный минимум у нас поднимается очень осторожно.

О том, что прожиточный минимум невозможно довести до реального показателя, потому что к нему привязаны многие выплаты, в конце прошлого года говорили в Бюджетном комитете. По мнению главы комитета, во время расчетов бюджета от категории «прожиточный минимум» вообще стоило бы отказаться.

"Это вызывает очень много негатива к государству, когда мы якобы говорим в официальном документе, в государственном бюджете, что человек в состоянии прожить на 3 тыс. грн, при этом Министерство социальной политики на соседней улице рассчитывает фактический, реальный прожиточный минимум примерно на уровне 9 тыс. грн", - пояснила тогда глава бюджетного комитета Рады Роксолана Пидласа.

Председатель Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев также считает, что реальный прожиточный минимум втрое больше имеющегося, но и он не даст полноценной возможности обеспечить потребности человека.

Бюджетные цифры

Прожиточный минимум базируется на нормах потребительской корзины, которые иначе как унизительными назвать сложно. Ранее корреспондентка Коротко про разбиралась в вопросе, чего и сколько можно купить на установленный прожиточный минимум, и выяснила: на такую ​​сумму невозможно не только жить, но и выживать. Этот показатель должен устанавливаться на уровне, обеспечивающем физиологические и социальные потребности человека, но на практике суммы менее 3 тыс. грн не хватает даже на то, чтобы покрыть минимальные затраты на питание и оплату коммуналки.

15 сентября 2025 года правительство внесло в Верховную Раду законопроект о Государственном бюджете на 2026 год, которым предлагается с 1 января 2026 года установить прожиточный минимум на одного человека на уровне 3209 грн (сейчас – 3028 грн). Для трудоспособных лиц прожиточный минимум запланирован в размере 3328 грн, для нетрудоспособных – 2595 грн.

Рост социальных стандартов был предусмотрен и бюджетной декларацией на 2026-2028 годы. В частности, согласно этому документу, общий прожиточный минимум должен увеличиться:

  • в 2026 году – до 3171 грн;
  • в 2027 году – до 3358 грн;
  • в 2028 году – до 3536 грн.

То есть ни в одном документе о росте ни втрое, ни хотя бы вдвое речь даже не идет.

«Вопрос не в росте налогов»

Экономисты в один голос говорят, что роста прожиточного минимума до реальных показателей в ближайшее время не будет.

- Считаю, что ждать этого не стоит, - отметил в разговоре с Коротко про эксперт Украинского института будущего Даниил Монин. – У нас просто нет ресурсов – социальные расходы и без того растут. Бизнесы сокращаются, аппетиты государства растут, поэтому выживать – это дело самих украинцев.

Прожиточный минимум понемногу поднимали и будут поднимать, но, конечно, не до реальных цифр, согласен президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

- Из-за привязки к социальным выплатам в Украине прожиточный минимум обычно формируется исходя из того, сколько в бюджете денег – именно поэтому эти цифры почти никогда не имеют ничего общего с реальностью, и наш прожиточный минимум «ненастоящий», - пояснил эксперт в разговоре с Коротко про. – В Европе так не делают, считают все, как надо, но там денег больше: налоги значительно выше, а доля тени низкая.

Если прожиточный минимум поднять вдвое, то, например, минимальную пенсию тоже придется поднять минимум вдвое, продолжает экономист. По его словам, без значительного роста налогов это нереально.

Экономист Владислав Банков считает, что на самом деле вопрос не в росте налогов, а в несправедливом распределении налоговой нагрузки. Что касается конкретных цифр, то, говорит эксперт, очевидно, что цены на продукты в Украине не ниже, чем у соседей, так что и прожиточный минимум должен быть соответствующим. Для сравнения: в 2025 году прожиточный минимум, скажем, в Польше составляет 1010 злотых (около 11 560 грн) на одного человека, проживающего самостоятельно, и 823 злотых (9420 грн) на каждого члена семьи. То есть опять-таки по меньшей мере втрое больше, чем сейчас в Украине.

Для преодоления нищеты в менее защищенных слоях населения нужно  поднять не облагаемый налогом минимум доходов людей, подытожил Банков. По его словам, на сегодняшний день ситуация такова, что самые бедные украинцы платят самые высокие налоги в Европе, а богатые, наоборот, создали для себя своего рода «офшор» с самыми низкими ставками на континенте.

И снова можем сделать сравнение с соседями. В то время как в той же Польше необлагаемый налогом минимум составляет 30 тыс. злотых в год (более 340 тыс. грн), и человек, зарабатывающий меньше этой суммы, не платит налог на доходы физических лиц, в Украине – 17 грн в месяц, или 204 грн в год. Как говорится, почувствуйте разницу.

Источник материала
loader
loader