Галина Ковтун, пенсионерка из Кропивницкого, живет одна в двухкомнатной квартире. Она привыкла экономить: посуду моет в миске, под кран не ставит, белье стирает раз в неделю, душ принимает быстро. По ее словам, ежемесячно у нее выходит примерно 1–1,5 куба холодной воды и немного меньше одного куба горячей. Но платежка настаивает: по нормативу — 4,5 кубометра холодной и 3 кубометра горячей. «Я столько физически не использую, — говорит она. — А платить должна. Почему?».
Норма, до которой потребитель не дотягивает
Нормативы потребления воды в Украине утверждаются на основе постановления Кабмина №1107 от 25 августа 2004 года и решений местных органов власти. Сегодня они выглядят, например в Киеве, следующим образом: холодная вода — 4,5 м³ на одного человека в месяц, горячая — 3,0 м³. Еще есть социальные нормативы потребления: холодная вода — 2,4 м³ при наличии централизованного горячего водоснабжения и 4,0 м³ — при его отсутствии; горячая вода — 1,6 м³. Эти нормы используются для расчета льгот и субсидий на коммунальные услуги.
Но в реальной жизни, если посмотреть на средние показатели из квартир, где стоят счетчики, получим другую картину: холодная вода — 3–5 м³ на человека; горячая — 1–2 м³.
Это означает, что часть потребителей (без счетчиков) по этим показателям не достигают нормативов. И, платя по норме, фактически покрывают в платежках воду, которую не использовали.
Считаем платежку пенсионера. Возьмем тариф для Киева по состоянию на август 2025 года: холодная вода — 30,38 грн/м³; горячая — в зависимости от теплоснабжающей компании от 75,96 грн до 97,89 грн/м³ (возьмем условно 97,89 грн/м³).
По счетчику расчет следующий: холодная вода — 4 м³ × 30,38 ≈ 121,52 грн; горячая — 1,8 м³ × 97,89 ≈ 176,20 грн. Вместе: 297,72 грн/мес., или 3573 грн/год.
По нормативу: холодная вода — 4,5 м³ × 30,38 ≈ 136,71 грн; горячая — 3,0 м³ × 97,89 грн = 293,67 грн. Вместе: 430,38 грн/міс., или 5165 грн/год.
Разница — почти 1592 грн на год.
Почему нормативы не снижают?
Эксперты объясняют: нормативы формировались, когда в быту активно использовали ванны, стиральные машины с большим потреблением воды, а цены на воду были копеечные. Сегодня ситуация иная: современная техника экономная, многие предпочитают душ, да и тарифы выросли в десятки раз. Однако изменения в нормативы вносятся медленно, а в отдельных городах их вообще не пересматривали годами.
И тут возникает подозрение: завышенный норматив выгоден водоканалам. Плата по норме выставляется за объем, который не всегда реально поставляется, а расчет для таких абонентов прост — без проверки факта использования.
Социальное измерение
Проблема в том, что чаще всего по нормативу платят те, кто не имеет возможности установить счетчик: люди в старых домах с технически сложными стояками; арендаторы, которым не разрешает собственник; малообеспеченные, у которых банально нет денег на прибор и его монтаж.
В результате получается парадокс: экономные бедные платят больше, а обеспеченные потребители со счетчиками могут регулировать расходы и платить только за фактическое потребление.
Счетчик: экономия или расходы?
«Я поставил счетчик в 2020-м, — рассказывает киевлянин Михаил Шпак. — Сначала радовался: вместо 300 гривен на воду начал платить 180. А потом через четыре года — поверка. Заплатил почти 700 гривен. Плюс демонтаж и монтаж. То есть сначала сэкономил, а потом вернул часть экономии назад водоканалу».
Сколько стоит счетчик
Цена состоит из нескольких частей.
- Сам счетчик на воду бывает разных производителей.
Самые дешевые модели украинского производства — от 550 грн. Импортные бренды — 700–900 грн.
- Монтаж.
В среднем 500–1000 грн (зависит от сложности работ и региона).
- Пломбирование и регистрация.
В отдельных городах бесплатно, в других — еще 200–400 грн.
Таким образом, полный комплект с нуля может обойтись от 1200 до 2000 грн.
Поверка — обязательный «налог» раз в четыре года.
Согласно действующим правилам (приказ Минэкономразвития №193 от 08.02.2016 года), поверка счетчиков холодной и горячей воды проводится раз в четыре года.
Варианты поверки
Без демонтажа — от 450 до 700 грн.
С демонтажом (когда к прибору нет технического доступа) — 700–1200 грн.
Некоторые водоканалы предоставляют услугу «поверка под ключ», но тогда сумма часто превышает 1000 грн.
Когда счетчик окупается?
Вернемся к примеру с пенсионером. Разница между платой по норме и за фактическое потребление примерно1600 грн в год (счетчики горячей и холодной воды). Стоимость установки одного — от 1500 грн.
Итак, окупаемость около двух лет. Но через четыре года — поверка, которая увеличивает время окупаемости. Если взять реальный расход воды и учесть, что в квартире проживает не один человек, а несколько, то, соответственно, при приведенных расчетах экономия будет 1600 грн, умноженные на количество человек, то есть счетчик окупится, еще и выгода будет.
Почему некоторые люди против счетчиков?
Расходы на старте: для тех, кто живет от пенсии до пенсии, даже 1500 грн (за один счетчик) — сумма неподъемная.
Периодическая поверка: дополнительные расходы раз в четыре года. Техническая сложность: в старых домах или при отсутствии доступа к стоякам монтаж бывает невозможным без капремонта.
Почему другие — за?
Контроль расходов: счетчик дисциплинирует, заставляет думать о каждой лишней минуте под краном.
Защита от несправедливых начислений: если в доме есть зарегистрированные, но отсутствующие жильцы, платеж «по норме» может вырасти вдвое.
Реальная экономия: для семей, потребляющих мало, счетчик окупается быстро.
Что говорят эксперты
Специалисты предлагают несколько вариантов облегчения судьбы одиноких жильцов:
- Пересмотр нормативов — привести их в соответствие с реальным средним потреблением.
- Государственные или местные программы компенсации — бесплатная установка счетчиков для малообеспеченных и пенсионеров.
- Электронный реестр поверок — во избежание путаницы со сроками и двойной оплаты.
- Поэтапный переход на 100% учет — как в странах ЕС, где никто не платит «по норме».
Опыт Европы
«Во Франции и Германии нет понятия «норма по квартире», — рассказывает эксперт по водоснабжению и энергетике Алексей Савченко. — Все платят за фактическое потребление, а тарифы прозрачные и привязаны к реальной стоимости воды, обслуживанию труб и экологических платежей».
Как это работает в ЕС.
- 100-процентный учет. Во многих европейских городах установлены счетчики в каждой квартире, даже в старых домах.
- Социальные тарифы. Малообеспеченные получают помощь государства, если потребление превышает критический показатель.
- Автоматизированные системы поверки. Счетчики часто передают данные онлайн, что снимает вопрос демонтажа и дополнительных платежей за поверку.
- Прозрачность. Потребитель видит точные расходы, может планировать экономию, а государственные и муниципальные органы контролируют тарифную политику.
«Мы не платим за норму, а платим за воду, которую реально потребили», — добавляет жительница Берлина госпожа Элизабет.
***
Таким образом, проблема воды — это не только вопрос труб и тарифов. Это зеркало социальной политики. Сегодня выбор между «платить по норме» и «ставить счетчик» для многих — это выбор между дополнительными расходами сейчас и потенциальной экономией завтра. Но пока государство не сделает этот выбор более простым, пересмотрев нормы и поддержав тех, кто не может установить прибор учета, арифметика в платежках для пенсионеров так и останется несправедливой.