Государство забирает льготы на электрокары. На сколько вырастет цена новых авто
Государство забирает льготы на электрокары. На сколько вырастет цена новых авто

Государство забирает льготы на электрокары. На сколько вырастет цена новых авто

Рынок электромобилей в Украине за последние годы стремительно вырос, чему способствовали существенные льготы на ввоз этих транспортных средств. Действие этих льгот заканчивается в 2025 году и власти не намерены их продлевать.

Какие льготы для электрокаров действуют в Украине, почему их хотят забрать и на сколько после этого подорожают электромобили.

За последние годы количество электромобилей, ввозимых в Украину, неуклонно росло. Если в 2021 году в сервисных центрах МВД было зарегистрировано менее 9 тысяч электромобилей, то в 2024 году этот показатель вырос до почти 53 тысяч, согласно данным министерства.

В этом году положительная динамика только ускорилась, например, в августе в Украине было дополнительно зарегистрировано 7 770 электрокаров. В сентябре впервые лидерство на рынке среди всех получили электромобили китайской компании BYD, которых продалось почти тысячу, пишет издание "Укравтопром".

За первые девять месяцев 2025 года в Украине прибавилось (зарегистрировано) 55,4 тысячи электромобилей. Это больше, чем за весь 2024 год, говорит статистика Института исследований авторынка.

В институте прокомментировали, что рынок сейчас переживает пик, вызванный ожиданием отмены льгот. Он явно ускоряется, поскольку покупатели спешат воспользоваться последними месяцами послабления.

Отмена льгот на электромобили может изменить структуру украинского авторынка, считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.

"Если на определенный вид транспорта есть льгота, именно он и будет более популярным. После отмены льгот электрокаров станет намного меньше", - сказал РБК-Украина эксперт.

Пока что грядущая отмена льгот только подогревает спрос на электрокары, уверен адвокат и соучредитель проекта "Киев Автомобильный" Юрий Прохода. Украинцы пытаются успеть приобрести авто до завершения действия налоговых послаблений, что может привести к ажиотажу в конце года.

"Таможенное оформление длительное, и может повториться ситуация, как со льготной растаможкой, когда люди могли неделю стоять на границе, пытаясь завести автомобиль", - отметил он.

После отмены льгот спрос на электромобили упадет в Украине, прогнозирует Институт исследований авторынка. По предварительным оценкам, падение может составить от 30% до 50%.

К этому добавится так называемый "перенесенный спрос". Это означает, что сейчас покупатели, которые планировали приобрести электромобиль в течение следующего года, в спешке делают это до конца текущего года. Эта внезапная активность гарантированно создаст "просадку" на рынке на несколько первых месяцев следующего года, если не на полный год, считают в Институте.

Какие льготы для электроболов и почему их хотят отменить

Сейчас при импорте электромобилей в Украине не взимаются НДС (20%) и ввозная пошлина (10%). Единственной дополнительной затратой остается акциз, равный 1 евро за киловатт-час емкости батареи, который обычно не превышает 100 евро.

Налоговые льготы для ввоза электрокаров действуют с 2018 года. Сначала они были введены на один год, затем неоднократно продлевались. Их действие истекает 31 декабря 2025 года.

В июне 2025 года в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №13351, который предлагает продлить действие этих льгот еще на год - до 1 января 2027 года. В пояснительной записке отмечается, что отмена налоговых послаблений с 2026 года может существенно уменьшить объемы импорта электромобилей и создаст риски для перехода на "экологически чистые средства передвижения".

Этот документ вряд ли будет принят, поскольку для продолжения льгот нет политической воли, считает Назаренко. "Верховная Рада дала эти льготы на определенный срок. Этот срок исчерпался, и сейчас я не вижу никакого желания народных депутатов его продлевать", - добавил он.

В Комитете Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики не планируют поддерживать законопроекты о продлении этих льгот. В условиях войны такие налоговые послабления власть считает нецелесообразными.

"Имейте порядочность в стране, которая каждую копейку собирает на армию, не поднимать вопрос об освобождении от НДС отдельной категории дорогих товаров.Конкурируйте за потребителя качеством и маркетингом, а не кожными налоговыми правками", - подчеркнул председатель комитета Даниил Гетманцев.

Льготы, безусловно, имели положительное и определяющее влияние на украинский авторынок. Этот сегмент фактически зародился и начал стремительно расти именно благодаря введению фискальных преференций. "Для сравнения, в соседней Польше парк электромобилей сейчас вдвое меньше, чем украинский. Это четко показывает, как налоговые стимулы могут трансформировать рынок", - прокомментировали РБК-Украина в институте.

Как вырастут цены на электрокары

После завершения действия налоговых льгот стоимость электромобилей в Украине может существенно увеличиться. Прогнозируется подорожание примерно на 30% электромобилей из Китая, европейских на 20%.

"Это связано с тем, что на европейские автомобили таможенная ставка фактически нулевая, а на китайские – около 10%. Когда льготы отменят, эти налоги автоматически будут включены в стоимость авто, поэтому именно машины из Китая подорожают сильнее", - отметил Назаренко.

На цены на электромобили будут также влиять энергетическая ситуация в стране и сезонность, подчеркнул Прохода.

"Нельзя сказать, что в следующем году цены на электрокары поднимутся на сумму отмененных льгот. Надо следить за уровнем спроса, сезонными колебаниями цен и ситуацией в энергетике. Она может быть важным фактором, который будет оказывать давление на стоимость электрокаров", - пояснил специалист.

Источник материала
loader