Украинская школа и христианская этика: насколько детям нужен этот предмет и как его преподают
Украинская школа и христианская этика: насколько детям нужен этот предмет и как его преподают

Украинская школа и христианская этика: насколько детям нужен этот предмет и как его преподают

Принуждение к религиозности или формирование духовных устоев личности? Такие дискуссии возникают каждый год вокруг школьного курса «Основы христианской этики». Вот и недавно в социальной сети Threads завязалась дискуссия: нужно или не нужно в учебном заведении вместе с историей, биологией и точными науками преподавать детям постулаты Библии и заповеди Иисуса Христа. Аргументы против: школа - это светское учреждение, упор на христианство затрагивает права других религий. Аргументы за – любой предмет, который учит добру, искренности, щедрости, полезен для подрастающего поколения. Каково мнение педагогов и родителей и что говорит закон - в материале Коротко про.

«Мне нравилось говорить с учениками о том, чем добро отличается от зла»

Даже учителя с большим опытом не могут наверняка сказать, был ли когда-то предмет «Основы христианской этики» (варианты «Христианская этика в украинской культуре», «Библейские истории и христианская этика») обязательным к изучению. Кто-то настаивает, что он всегда был факультативом с правом не посещать, кто-то утверждает, что входил в учебную программу и детям даже ставили оценки в аттестат. Сделав короткий экскурс в историю вопроса, мы выяснили, что все зависело от региона. Первыми в 1990-е по решению областных советов проводили такие уроки в западных областях Украины, затем волна пошла на восток с большим или меньшим успехом.

- К концу 1990-х и в начале 2000-х нас даже заставляли проводить такие уроки, я сам вел их несколько лет, - говорит директор Лютинской гимназии (Ровенская область) Михаил Гриневич. - Мне нравилось говорить с учениками о том, чем добро отличается от зла, почему христианство на стороне добра и что другие мировые религии основываются на тех же нравственных началах. Что Библия – это сокровищница мировой мудрости.

В 2005 году представители УПЦ Московского и Киевского патриархатов, Украинской Автокефальной Православной церкви и Украинской Греко-Католической церкви обратились в Кабинет министров с просьбой сделать «Основы христианской этики» полноценным школьным предметом. Священники ссылались на результаты исследования Центра Разумкова, которые свидетельствовали, что 40% опрошенных социологами граждан Украины не против такого решения.

- В Минобразования и облоно начались дискуссии, почему дети должны учить именно христианство, потому что в Украине есть и мусульмане, и иудеи, и баптисты. Что такие уроки – преимущество одной религии над другой, и все оставили как было, – вспоминает Михаил Гриневич. – Сейчас в 5-6-х классах ввели уроки этики. Было бы неплохо, чтобы в название предмета добавили «христианской этики», потому что если правильно преподавать курс, то и мусульманину будет не обидно, а интересно послушать. Но сейчас есть риск влияния на молодежь со стороны патриархата, который хоть и перестал называть себя «московским», но остался таким. Я лично знаю директоров школ, которые ходят в церковь бывшего МП.

"В школе не будет так восприниматься, как в церкви"

Заново и мощнее эмоции забурлили в 2021 году, когда Министерство образования и Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на ценностное воспитание детей и молодежи. История повторилась: священники просили об обязательном предмете, их оппоненты настаивали на том, что государство и образование от Церкви отделены, есть права разных религий и атеистов. Против навязывания школьникам церкви выступали, в частности, общественная организация «Отцы SOS», политическая партия «Демсокира».

Вопрос еще раз был решен по принципу свободного волеизъявления. В 2022 году Минобразования утвердило новые модельные программы, в которые не включило курс по христианской этике. Преподавать или не преподавать ее школьникам, должны решать сами учебные заведения и желательно посоветовавшись с родителями. В 2023/2024 учебном году дисциплины духовно-нравственного направления преподавали в 27% от общего количества средних школ, ими были охвачены 12,5 процента учащихся - такие данные на конференции "Духовно-нравственное воспитание в условиях войны" привел председатель Общественного совета по вопросам образования и сотрудничеству, сообщала Новая украинская школа.

– Мы отказались от этого предмета хотя бы по тем соображениям, что у НУШ нет отдельных факультативных часов. Чтобы вести этот факультатив, нужно забрать часы от других учебных предметов, - объясняет завуч Лютинской гимназии (Ровенская область) Галина Костюк. - Христианская этика, возможно, и нужна. Если у родителей есть такое желание, можно открыть кружок. Но когда родители поднимают эту тему, я спрашиваю у них одно: сколько раз с ребенком вы были в церкви? Ибо то, чему школа научит, не значит, что дети будут искренними христианами. Если ребенок ходит в церковь, то он сам все поймет и почувствует. А в школе преподавать можно по-разному. Это ведь не математика, не точная наука. В школе она не будет восприниматься так, как в церкви.

На добровольно-принудительных началах

Еще до окончательной позиции МОН судьбу курса “Основы христианской этики” пытались решать на уровне местных властей. В 2020 году обязательным в школах сделала его Львовская облгосадминистрация. Однако по состоянию на 2023 год (свежих данных в открытых источниках нет) такие уроки проводились в 76% средних учебных заведениях. Что касается свободного города Львова, то никакой обязанности не было.

– У нас все часы распределены, у нас усиленное изучение английского языка. Мы не будем жертвовать каким-либо предметом ради христианской этики, - говорит директор лицея №21 Валентина Звежинская. – Возможно, есть фанаты такого курса, но я лично считаю, что в школе его не должно быть. Разные семьи, разное видение религии, разные конфессии. У нас учатся христиане, мусульмане – и как это будет выглядеть, если мы говорить с детьми только о христианах? Скорее следует говорить об этике как о профильном предмете.

Другая ситуация в Ивано-Франковске и области, где действует добровольно-принудительный подход к проблеме.

– У нас вроде тоже факультатив, но получается так, что дети могут не посещать этот курс только тогда, когда родители предоставят такое заявление и письменно возьмут на себя ответственность за то, где и как их ребенок проводит свободное время, – объясняет депутат Ивано-Франковского горсовета, председатель ОО «Мамы Прикарпатья» Марьяна Вершинина. – Урок ставят между другими уроками, например, четвертым, а впереди еще пятый и шестой.

Марианна говорит, что ее сын отказался от уроков христианской этики. Предпочитает в это время спокойно пообедать или подготовиться по другим дисциплинам. Но он уже почти взрослый – в 11-м классе. За меньших детей родителям тревожно.

– Поэтому мало кто пишет заявление. А еще потому, что сразу возникает вопрос: почему ребенок не будет ходить? В начальной школе уроки христианской этики проводят катехиты – христиане-учителя. Это рассматривается как подготовка к первому причастию. Если родители отказываются, то снова начинаются подозрения: почему ребенок не готовится, что с ним не так, почему не как все?

В Ивано-Франковске довольно сильное еврейское сообщество, есть мусульманская, армянская, крымскотатарская церкви. Но позиции греко-католиков доминирующие и очень крепкие. Депутат говорит, что храмов в городе даже больше, чем школ, люди ходят на службы, водят детей. Кроме УГКЦ, факультатив активно поддерживает власть – из местного бюджета финансируются конкурсы на лучшего учителя по христианской этике, разные детские мероприятия.

- У нас это популяризируется, а потому набирает обороты. Хотя иногда возникает и сопротивление. Родители жалуются на неудобные часы, на то, что заставляют отказываться от того, что не обязательно. Я лично не против таких уроков, они могут принести пользу. Но мы часто задаем вопрос: так активно поддерживают только один ресурс и не поддерживают, например, финансовую грамотность, - заключает Марьяна Вершинина.

Не урок религии, а диалог

В свое время, когда еще бушевали дискуссии вокруг уроков христианской этики, возникло несколько скандалов. Одну учительницу родители обвинили, что она устраивает ритуалы – зажигает свечу, чтобы вызвать в класс Бога, другую разоблачили в пропаганде гомофобии. Это единичные случаи, но подобные уроки пользователи соцсетей вспоминают,  и что они иногда больше напоминали агитацию за церковь, чем разговоры о морали. Радикальные противники подобного воспитания вообще задают вопрос ребром: как ребенку, которому рассказывали, что гомо сапиенс «ушел от обезьянки», реагировать на библейское повествование о сотворении мира.

- Факультатив – это курс, который для ребенка выбирает семья. По школьному регламенту это должен быть последний разгрузочный урок, родители пишут заявление, чтобы ребенок его слушал. Они должны понимать, что речь пойдет о базовых понятиях «не от обезьянки» и брать на себя ответственность за то, как ребенок будет их усваивать. Это вопрос субъективности, – говорит юрист и психолог Лилия Орел. – В то же время учителя должны быть объективными. Это не урок религии, ведь программа не предусматривает обрядов, зато охватывает межрелигиозный диалог, поликультурность и полирелигиозность общества, место в нем христианства. Учитель должен найти то зерно, которое есть в любой религии – это добро и позитив. Через библейских героев рассматривать те или иные ситуации и в первую очередь слышать ответы самих детей – а как бы они поступили, почему они считают, что герой так должен действовать. Каково их мнение относительно поступков героя и допустимо ли такое поведение в обществе - приемлемо оно или нет. Не навязывать религию детям нужно, а знакомить с ней как с культурой, эстетикой, достоянием разных народов и разных слоев населения.

Однако эксперт соглашается, что что-нибудь хорошее всегда можно извратить и исказить. Если у учителя есть свое видение – не как преподавателя, а как религиозного человека, - то он, скорее всего, будет подавать курс через призму своих убеждений. Профилактировать такие моменты должна администрация школы.

Источник материала
loader