Владимир Путин в апреле объявил о проведении саммита "Россия — арабский мир", который должен был бы стать демонстрацией устойчивого влияния Москвы на Ближнем Востоке и доказательством отсутствия изоляции Кремля. Однако вместо этого внимание мира было приковано к Египту, где проходил мирный саммит по Газе во главе с Дональдом Трампом, пишет Петр Зауэр, репортер по российским вопросам газеты The Guardian.
Приглашение на саммит, который должен был бы состояться сегодня в Москве, приняли всего два лидера: президент Сирии Ахмед аль-Шараа и председатель Лиги арабских государств Ахмед Абуль Гейт. Аналитики указывают на реальность, которую неохотно признает Москва: по мере того, как идет война в Украине, ее влияние на Ближнем Востоке уменьшается.
"Когда дело доходит до всех крупных событий, основные игроки в регионе больше не смотрят на Москву", — говорит Анна Нотте, берлинский эксперт по вопросам российской внешней политики.
В статье указывается, что изменения в регионе подтвердил и египетский саммит, где многие лидеры сосредоточились на укреплении отношений с Трампом, ведь разочарование Вашингтона растет из-за отказа Путина прекратить войну.
Отмечается, что в течение почти 10 лет Ближний Восток служил сценой для возвращения Путина к мировой славе. Его армия спасла режим Башара Асада от краха, интервенция в Сирии возродила имидж Москвы как силы, способной проецировать силу далеко за пределы своих границ. Однако после 2022 года Москва была вынуждена перенаправить значительную часть своего военного, экономического и дипломатического потенциала, оставив ее неспособной поддерживать Асада, чей режим затем пал.
Несмотря на годы развития связей с Палестинской администрацией и принятия делегаций ХАМАС для переговоров в Москве, Россия не сыграла никакой ощутимой роли в переговорах, которые привели к прекращению огня в Газе.
Путин заявил, что отложил саммит в Москве, чтобы "не вмешиваться" в мирную инициативу Трампа, и высоко оценил его усилия по прекращению войны в Газе. Однако россияне все же показали свое разочарование из-за своего нового положения в регионе: министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что хотя Россия "не откажется участвовать в усилиях по урегулированию на Ближнем Востоке, если ее пригласят", Кремль не собирается "навязывать свои услуги".
"Освобождение израильских заложников и палестинских заключенных, конечно, хорошо, но это ничего не решит. Пока не будет создано полноценное Палестинское государство в соответствии с известными резолюциями ООН, ничего не изменится. Война будет продолжаться. Все это понимают", — заявил в свою очередь экс-президент Дмитрий Медведев.
Кроме этого, уход России от глобального влияния выходит за пределы Ближнего Востока. Так, страны Центральной Азии и Кавказа, которые когда-то считались лояльными (в частности Казахстан, Армения и Азербайджан), неуклонно выходят из орбиты Москвы. Например, в августе Трамп принимал в Белом доме лидеров Армении и Азербайджана после посредничества в мирном соглашении между ними. Показательно, что и премьер-министр Армении Никол Пашинян, и президент Азербайджана Ильхам Алиев в понедельник посетили Египет, где не было представителей РФ.
Отмечается, что у Путина будет еще одна возможность принять лидеров арабского мира. В Москве заявили, что саммит, вероятно, будет перенесен на ноябрь.
"Саммит служит для того, чтобы подчеркнуть месседж России о том, что она не изолирована за пределами Запада. Это имеет символическое значение для Москвы, но не восстанавливает роль России как главного игрока в регионе", — говорит Нотте.
Напомним, сегодня в Москву прибыл новый президент Сирии. Он заявил, что перезапускает отношения с РФ.