Цифровые войны будущего будут отличаться от тех, что мы знали до сих пор, поскольку они станут значительно жестче. Их целью будут не только кибератаки на серверы или систему, но и человеческая психика, предупредил заведующий Научной лаборатории иммерсивных технологий и права Национальной академии правовых наук Украины Алексей Костенко в интервью редактору отдела образования и науки ZN.UAОксане Онищенко.
Он объясняет, что речь идет не о фейках в соцсетях, а что войны в виртуальных мирах будут иметь другой набор целей, средств и критериев "победы".
По его словам, новые войны будут происходить в виртуальных пространствах, где алгоритмы искусственного интеллекта, цифровые двойники людей и общества могут моделировать настроения, эмоции и даже поведение.
"Боевыми действиями" станут не взрывы, а точечные информационные удары по сознанию — через синтетический контент, персонализированные месседжи, а главным оружием станут психологические симуляции.
"Это — война восприятия, где главное оружие — симуляция. Она может менять поведенческие паттерны, настроения и даже идентичность. Когда меняется сам контекст — ты уже не можешь быть уверенным в том, что видишь, слышишь и чувствуешь", — отмечает ученый.
Костенко также указывает, что захват и перепрограммирование аватара ключевого лица для дезинформации является еще одним видом "информационных" боевых действий.
"Или разрушение виртуальной экономики — в цифровом мире уже есть свои активы, токены, виртуальные рынки. И когда обваливается курс, обесцениваются активы, блокируется оборот, это парализует системы, в которых находятся тысячи, а то и миллионы людей", — сообщает он.
Такие технологии позволяют тестировать реакцию общества на политические решения или кризисные события еще до их внедрения, но в то же время создают риски манипуляции массовым сознанием.
"Все это меняет само понятие безопасности — от защиты территорий мы переходим к защите сознания. И если такие войны неизбежны, человечеству придется создать новые правила игры", — отмечает Костенко.
Эксперт указывает, что это можно предотвратить только в случае создания новых международных норм цифровой безопасности, которые будут регулировать использование искусственного интеллекта в сфере информационной политики.
"Нам нужен современный международный цифровой кодекс, сочетающий технические, правовые и этические подходы к виртуальным конфликтам", — отмечает он.
Речь идет об обязательной маркировке синтетического контента, независимые аудиты алгоритмов и внедрение принципа "человеческого вето" — когда ключевые решения, влияющие на общественное сознание, принимаются только при участии человека.
Костенко также отметил, что некоторые профессии с развитием ИИ уйдут в прошлое, однако государства будут искать людей, которыеспособны "рождать" новые идеи.