На два фронта: как «украинские» чайные бренды продолжают вести бизнес в РФ – расследование
Журналисты СтопКору провели расследование чайного рынка и выяснили, как бренды поставляют продукцию на полки в обеих странах – через «чистых» дистрибьюторов, оффшорные фирмы и другие названия.
Бренды Richard, Curtis, Майский, Лисма и Coffesso принадлежат компании «Май» – одному из крупнейших производителей в РФ. Ее основатель – украинец Игорь Лисиненко, который был депутатом Госдумы от «Единой России» и соучредителем «Деловой России».
В Украине интересы Лисиненко представляла компания «Май Украина», зарегистрированная в Киевской области. Сначала ее владельцем была российская «Май», затем – московская «Транспрод». После начала полномасштабного вторжения компанию переписали сначала на жительницу Полтавской области без бизнес-опыта, затем на армянскую «Кочари Интернейшнл», а в 2024 году – на двух украинцев.
В апреле 2022 года появилась новая компания «Трипольское Солнце», которая фактически сделала ребрендинг: цеха, работники и оборудование остались неизменными. Под новой вывеской запустили бренды: «Трипольское солнце», «Sherlock Secrets» и «Tea Moments». Но суд и следствие выяснили: это – правопреемник российского бизнеса. Часть счетов арестовали по подозрению в финансировании структур, связанных с РФ.
Чай Greenfield – один из самых популярных в Украине более 20 лет. Его дистрибьютор – «Орими Украина» (ныне «ТС Трейд»), которая также продает бренды Tess, «Принцесса Нури», «Принцесса Ява» и кофе Jardin и Жокей. Все эти марки принадлежат «Орими Трейд» – одной из ведущих российских групп в сегменте чая и кофе. Производственные комплексы расположены в Ленинградской области и Санкт-Петербурге.
Как выяснили журналисты СтопКору, «Орими Украина» зарегистрирована в Украине, но структура собственности ведет к кипрской Rimexo Limited, которая контролируется лицами, связанными с российской «Орими Трейд». Это подтвердил АМКУ. В 2022 году компанию оштрафовали на 80 млн грн за сокрытие настоящих владельцев. Счета арестовали, а более 50 млн грн направили на нужды ВСУ.
Премиальный бренд Basilur имеет шри-ланкийское происхождение. Но его основателем является россиянин Андрей Мареев – креативный директор и бренд-дизайнер, проживающий в Москве. В июле 2023 года там появилось ООО «Базилур Ти Импорт» – официальный дистрибьютор в России: его налоги идут в бюджет страны-агрессора.
В Украине продукцию бренда продает НПП «Вияна-Л» (владелица Галина Шульга), доходы которой растут: с 11 млн грн в 2022 году до 21 млн в 2024-м. Компания торгует через интернет-магазин и физические точки в Днепре, Запорожье и Каменском. Сайт до сих пор работает только на русском языке. Британская Ahmad Tea имеет действующее предприятие в РФ и официального дистрибьютора, через которого работает на российском рынке. В Украине Ahmad Tea имеет производство в Харькове, однако после роста доходов прибыль резко упала, а в 2024 году компания показала убыточность. Это может указывать на вывод средств или финансовые манипуляции. Юристы объясняют: если международная компания имеет дистрибьюторов в разных странах, государство не может запретить ей такую деятельность напрямую. Поэтому покупать ли продукцию таких брендов – вопрос репутации и сознательного выбора потребителей, отмечают эксперты.

