В "Медиацентре Украина" презентовали VR KOLO — первую в Украине сеть музеев в виртуальной реальности, которая объединила пять институтов из разных регионов страны в единое цифровое пространство. Как говорится в пресс-релизе, проект создан для сохранения и популяризации культурного наследия в условиях войны, а также для развития новой модели музейного взаимодействия.
Отныне посетитель может "перемещаться" между Черниговом, Хортицей, Ахтыркой, Прилуками и Дубном — просто надев VR-шлем. В рамках инициативы уже оцифровали более 120 экспонатов — от древних артефактов до объектов, поврежденных боевыми действиями. Каждый из них можно рассмотреть вблизи, а некоторые — даже "взять в руки" в виртуальном пространстве.
Проект реализован при поддержке Украинского культурного фонда в партнерстве с Forward Inc. и Благотворительной организацией "Фонд развития музеев". К VR KOLO сейчас подключены пять учреждений: Национальный архитектурно-исторический заповедник "Чернигов Древний", Национальный заповедник "Хортица", Ахтырский городской краеведческий музей, Прилуцкий краеведческий музей и Государственный историко-культурный заповедник г. Дубно.
"VR KOLO — это способ сохранить и вернуть наследие к жизни, сделать музей местом действия, а не только созерцания. Мы создаем постоянную инфраструктуру, которая будет работать ежедневно и обновляться новыми выставками. Это новая музейная культура, которая объединяет, место, где наследие становится живым и доступным", — отметил соорганизатор проекта, председатель ГС "Центр цифровой истории" Антон Шинкарук.
Творческая команда под руководством креативного директора Валерия Коршунова разрабатывает для каждого музея отдельную VR-экскурсию. Они учитывают локальную историю и характер коллекций.
"Мы строим живую экосистему: под каждый музей — свой виртуальный уровень, своя логика движения, голоса местной истории. Это путешествие по Украине, а не просто просмотр 3D-объектов", — подчеркнул Коршунов.
По словам исполнительного директора "Фонда развития музеев" Дмитрия Маслова, все музеи, присоединившиеся к VR KOLO, имеют собственные VR-зоны, которые будут работать на постоянной основе. Работники проходят обучение по цифровизации и самостоятельно администрируют, обновляют и оцифровывают контент. Маслов подчеркнул, что "это не фестивальная инсталляция, а модель устойчивого развития".
Музейщики, которые уже присоединились к инициативе, поделились первым опытом. Директор Ахтырского музея Людмила Мищенко назвала VR-зону символом устойчивости города — даже в военное время культура остается открытой для детей, людей с инвалидностью и переселенцев. А ученая из Прилук Маргарита Ткаченко отметила: "Теперь музей — это приключенческое путешествие, где дети возможно впервые побывают в виртуальной реальности и смогут надеть VR шлем, не для игры, а для знакомства с собственной историей".
По словам инициаторов проекта, значение VR KOLO выходит за пределы технологий. Для государства — это инструмент модернизации музейной системы, сочетающий наследие, образование и цифровую безопасность. Для регионов — способ усилить туристическую привлекательность и локальную идентичность. Для общества — безбарьерный доступ к истории с аудиоописаниями, субтитрами и инклюзивными механизмами взаимодействия.
Команда VR KOLO уже объявила о расширении сети. Организаторы приглашают к сотрудничеству новые музеи, общины и образовательные учреждения. После обращения участники получат технический аудит, обучение и сопровождение запуска VR-зон в своих городах.
"Наша цель — чтобы VR-пространство стало нормой для каждого украинского музея, независимо от географии", — подытожил Маслов.
Ранее ЮНЕСКО совместно с Интерполом запустили первый в мире виртуальный музей похищенных культурных ценностей, в котором представлены 277 артефактов в формате 3D-моделей. Их воссоздали с помощью искусственного интеллекта на основе данных Интерпола.