/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F8%2Fa22ad7128d152f9be584bcfdefb760c8.jpg)
"Укрзализныця" планирует повысить грузовые тарифы на 27% в 2025-м и еще на 11% с 2026 года – ФРТУ
"Укрзализныця" готовит очередную индексацию грузовых тарифов: на 27% в 2025 году и еще на 11% с 1 января 2026 года (вместе — более 40%). Это решение, по данным Федерации работодателей транспорта Украины (ФРТУ), уже согласовано правлением и наблюдательным советом компании: уже в ближайшее время проект приказа планируется направить в Министерство развития общин, территории и инфраструктуру.
ФРТУ предупреждает, что такое повышение может усилить давление на экономику и снизить экспортный потенциал.
"Финансовое состояние "Укрзализныци" в военное время сложное. Однако грузовой сегмент остается прибыльным: по итогам 2024 года его результат составил около 20 млрд грн. Основная проблема компании — это хронический ущерб пассажирскому сегменту, который годами перекрывался доходами от грузовых перевозок", — отметили в ФРТУ.
В то же время повышение тарифов на грузовые перевозки повлияет на экономику Украины: оно приведет к сокращению производства и перевозок частью предприятий, вплоть до остановки отдельных производств, перетока грузопотоков на автотранспорт, а соответственно – создания дополнительной нагрузки на дорожную инфраструктуру, прежде всего региональную. Кроме того, это повышение приведет к уменьшению экспортного потенциала и падению валютных и налоговых поступлений в бюджет.
"Повышение тарифов в прибыльном грузовом сегменте для покрытия ущерба пассажирского является стратегически ошибочным решением. Это приведет к сужению грузовой базы, потере конкурентоспособности железнодорожных перевозок и формированию системного дефицита средств, который потребует существенных бюджетных вливаний в дальнейшем", — подчеркнули ФРТУ.
Чтобы избежать кризиса в экономике, ФРТУ предлагает во время военного положения покрывать убытки пассажирских перевозок напрямую из государственного бюджета, без дополнительного повышения грузовых ставок: такой подход, по мнению Федерации, уменьшит риски для экономики и сохранит конкурентность украинской логистики.
Ранее бизнес-ассоциации Украины также призвали правительство заложить в госбюджете-2026 компенсацию для "Укрзализныци" за убыточные пассажирские перевозки во избежание очередного переложения этих убытков на грузоотправителей. В ЕБА также подчеркнули, что эта модель кросс-субсидирования противоречит европейской практике и снижает конкурентоспособность грузовладельцев. Также там посоветовали отменить земельный налог для УЗ, ведь его не существует ни в одной развитой стране.

