Шостка во тьме: от "буржуек" в квартирах до готовки на кострах
После обстрела 4 октября энергетической инфраструктуры города Шостка, что на Сумщине, его часть до сих пор без электричества, и с газо- и водоснабжением ситуация не лучше. Коротко про – о том, как Шостка пытается выжить в блэкаутах и практически без воды.
4 октября – черный день, изменивший все
70-тысячный город, находящийся всего в 40 километрах от границы со страной-агрессором, к обстрелам и налетам привык еще с лета 2022 года, когда в городской черте взорвалось несколько прилетевших ракет врага. Российские террористы и дальше не давали жителям возможности прийти в себя, методично и регулярно обстреливая жилые кварталы и инфраструктуру многострадальной Шостки. Но самый жесткий и массированный удар был нанесен в начале октября 2025 года. Кроме энергетических объектов, водораспределительных узлов, газовой инфраструктуры, досталось и железнодорожному вокзалу, где погиб человек и девять получили ранения.
Атака была продуманной и подлой, преследующей явную цель – вывести из строя всю структуру жизнедеятельности города, так что восстановиться после этого коммунальщики не могут до сих пор. Энергетики активно пытаются вернуть городу свет, но до загоревшихся лампочек в каждом шосткинском доме еще очень далеко.
Мобильные укрытия – атрибут военного времени. Фото: ФБ Микола Нога
За горячей едой – со своей посудой
Местные жители мало верят в скорое улучшение ситуации, но приходится держаться и не падать духом. Власти открыли в Шостке девять пунктов выдачи горячего питания, где можно поесть супа и выпить чаю. Правда, горожан просят приходить со своей посудой – помыть тарелки и чашки после трапезы банально нечем и негде.
– Если нужно какое-то время так приспособиться – это одно. Потерпим. А если это будет длиться долго, то я не вижу для себя смысла жить в таких условиях. Буду куда-нибудь переезжать. Хотя бы на время зимы, – говорит жительница Шостки Ольга.
Ольге повезло больше, чем другим. Свет у нее дома пока есть почти всегда – появился несколько дней назад, и если выключают, то всего на пару часов. И это для жизни в сегодняшней Шостке – роскошь. А вот с водой дела обстоят гораздо хуже.
– Воду включают в утреннее время, примерно с 6 до 8 утра. Еще на пару часов ее дают вечером. Чтобы перекрыть базовые потребности мне и детям, хватает. Каждая атака «шахедов» для нас – это повод переживать и думать, а будет ли свет завтра, – говорит Ольга.
Женщина работает в одной из городских больниц. Ситуация с электричеством там также далека от идеальной.
– В каких-то палатах свет есть, в каких-то нет. Не все розетки работают, напряжение в сети скачет, лифт в больнице отключен. Также из-за отсутствия электроэнергии мы не можем делать компьютерную томографию. Но мы терпим, выкручиваемся и веры в лучшее не теряем, – говорит наша собеседница.
При этом открыты и ждут покупателей и обычные, «мирные» (как их здесь называют), магазины.
– Я работаю в обувном магазине продавцом. Чтобы быть открытыми, нам приходится с 9 утра до 19 часов вечера держать включенным генератор. Поэтому часть магазинной выручки уходит на покупку топлива для генератора. Если упадут продажи, то владелец сказал, что мы закроемся. «Тянуть» аренду помещения, зарплаты и генератор - проблематично, а люди из города постепенно уезжают, это уже заметно. Я очень переживаю, будет ли у меня работа! – говорит продавец по имени Татьяна.
У женщины дома электричество строго по графику – с 6 до 8 утра и с 18:00 до 21:00. Этого хватает, чтобы приготовить еду и подзарядить пауэрбанки.
– Когда в первый раз отключили свет, я сразу же купила два пауэрбанка и газовую горелку, сделала запасы воды и продуктов. И, как оказалось, не зря. Ведь электричество вместе с водой у нас пропало надолго, а жить как-то надо. В квартире уже холодно, потому что у меня автономное отопление, а оно зависит от электричества и воды. Бывало так, что вода есть, а света нет, или наоборот. Если так будет и зимой – не знаю, что делать. Наверное, буду переезжать в Киев, – говорит Татьяна.
Горячая еда сейчас доступна всем шосткинцам. Фото: ФБ Микола Нога
Кофейни – островки жизни
Проблемы с электричеством привели к тому, что в шосткинских магазинах выросли продажи свечей всех размеров, фонариков, газовых горелок, а также лапши быстрого приготовления. При этом о дефиците на базовые товары и продукты говорить не приходится. Полки продмагов если и не завалены полным ассортиментом всего, чего душа пожелает, то уж точно не пустуют. Мясо, молочные продукты, хлеб, любые консервы – всего хватает.
Если пройтись по городу, можно заметить, что в кофейнях сидит немало молодежи с ноутбуками. Кто-то озадачен учебой, кто-то решает рабочие вопросы. Кофейни стали местом, где свет и интернет есть всегда.
– Я часов в 10 утра беру ноут, иду в кофейню и сижу тут почти целый день. У меня работа заточена на наличие электричества и интернета, – говорит веб-дизайнер Ксения.
Работодателей не волнует, есть ли у девушки возможность работать из дому или нет, поэтому ей приходится подстраиваться. Владельцы кафе не то чтобы довольны выручкой, ведь люди в основном заказывают чашку-две кофе и все, но клиентов из заведений не выгоняют. Во-первых, все занятые столики - это уже хороший показатель, во-вторых, есть элемент взаимовыручки и понимания – все ведь в одной лодке.
Ксения для себя уже решила переезжать хоть куда-то, так как дорожит своей удаленной работой. В ее фирме есть дедлайны, и заказчиков блэкаут в ее городе мало интересует.
– Да и жить постоянно в страхе уже сил нет. В этом году мы тут видели все: ракеты, «шахеды», КАБы... Десятки бессонных ночей. Укрытий мало, и на всех не хватает. Бегаем в подвал дома с надеждой, что он как-то спасет. С закатом солнца стараемся сидеть по домам, потому что знаем: вот-вот налетят «шахеды». И так почти каждый вечер. Я устала бояться, хочу жить нормально, – говорит Ксения.
Кофейни города открыты и стали местом, где всегда доступен интернет. Фото: shostka.info
Покупают "буржуйки" и "молятся" на генераторы
Несмотря на полученный за годы войны опыт, нельзя сказать, что местные жители были готовы к подобному развитию событий. Бешеный спрос на генераторы проявился лишь в нынешнем октябре.
– Их в магазинах с начала войны было много. Все это время они мало кого интересовали. А что вы хотите? 20-30 тысяч для простого шосткинца – это запредельная цена. Сейчас если не очереди за ними стоят, то покупают бойко. Мы в подъезде сбросились всем миром и уже поставили. Включаем по времени, заряжаем телефоны, кипятим воду и иногда включаем свет в холле подъезда, – рассказывает пенсионер Степан Николаевич.
А еще жильцы его подъезда организовали импровизированную полевую кухню, на костре варят для всех каши во дворе.
Отдельная актуальная для горожан тема – печки-«буржуйки». Об их необходимости рассказал мэр Шостки Николай Нога.
– Мэрия планирует развивать программу, помогающую людям установить в своих гаражах, на дачах, в частных домах и квартирах отопительные устройства типа «буржуйка». Такая же ситуация и с генераторами, – сообщил в середине октября городской голова Николай Нога.
Как такая программа будет реализовываться, пока неясно, но "буржуйки" все чаще и чаще появляются в хозяйствах горожан. Кто-то расчищает для них площадки на балконе, а кто-то даже «прицеливается» к системе вытяжки на кухне. Хотя об опасностях таких устройств внутри жилых помещений постоянно говорят спасатели. Но люди пока отмахиваются: «Пусть стоит, время покажет, пригодится ли» - и мрачно шутят: «Живем как в ХIX веке - "буржуйки" в домах и костры на улицах».
Полевые кухни во дворах сегодняшней Шостки. Фото: ФБ Микола Нога

