ComebackUA провели необычное исследование, выяснили, о чем общаются украинцы в эмиграции, и разобрали это коммуникационное поле на «запчасти».
Едва ли не ежедневно СМИ поражают показателями опросов украинских вынужденных эмигрантов, которые смешат бога, рассказывая о своих планах. Главный вопрос: когда украинцы собираются возвращаться домой и собираются ли вообще? В зависимости от источника намерения респондентов меняются настолько радикально, что, кажется, вынужденная украинская эмиграция страдает биполярным расстройством. Если верить СМИ, то утром большинство зарубежных украинцев уже пакуют вещи, а в конце дня оказывается, что 70% эмигрантов решили остаться на чужбине.
Причины таких расхождений состоят в целях исследований, особенностях их методологии и желаниях заказчика. Как известно, в правильно поставленном вопросе содержится половина ответа, то есть исследователи автоматически задают его рамки. Неудивительно, что результаты опросов оказываются предсказуемыми до банальности.
Очевидно, что прекращение войны большинство респондентов определяет как главное условие возвращения в Украину. Среди других условий: иностранная помощь в послевоенном восстановлении страны, государственная помощь на жилье и содействие трудоустройству. Желательно также вернуться в страну с побежденной коррупцией.
Участвуя в опросах о возможном возвращении, респондент прогнозирует свои возможные действия в воображаемой ситуации, дата наступления которой пока неизвестна. В вопросах будущего человеку свойственно надеяться на лучшее, а разговаривая с интервьюером, описывать себя как человека, который будет действовать осознанно и правильно. Но в реальной жизни эмигрантам приходится решать вопросы выживания и адаптации к текущим условиям. И в той жизни осознанность и правильность уступают прагматизму. Поэтому практическая ценность социологических гаданий о будущей репатриации невысока.
Однако процессы адаптации украинцев за рубежом продолжаются и набирают обороты просто сейчас: наши соотечественники преодолевают языковой барьер, овладевают новыми навыками, налаживают отношения с местными, получают налоговые номера и запускают бизнесы, заключают браки, а в некоторых странах даже участвуют в местных избирательных гонках.
Отсутствие сопровождения этих процессов со стороны украинских институтов (как государственных, так и общественных) пассивно содействует углублению отчужденности между Украиной и ее гражданами в эмиграции. Сегодня наше государство должно бороться за своих граждан. Без четкой стратегии взаимодействия с диаспорой, уже охватывающей около четверти населения, Украина рискует лишить людей мотивации возвращаться и не воспользоваться возможностями усилить свое субнациональное влияние за границей.
Что украинские эмигранты обсуждают вне рамок обычных социсследований
Внутри украинской эмиграции активно обсуждают проблемы адаптации. Основной площадкой для таких обсуждений являются ленты групп, созданных украинцами в соцсетях. Исследование стихийной коммуникации в таких группах позволяет увидеть тенденции внутри диаспоры. В отличие от стандартных опросов, в этом исследовательском поле респонденты сами выбирают вопросы, которые их больше всего беспокоят. В процессе обсуждения участники сетевых групп делятся опытом, идеями по решению проблем и планами на будущее.
О чем речь идет внутри групп в соцсетях, мы решили выяснить с помощью peek-исследования, когда исследователи не вступают в прямой контакт с респондентами, а как бы подглядывают за ходом и особенностями коммуникации.
Более десяти миллионов украинцев общаются между собой через группы в соцсетях. На этот раз мы выбрали Facebook-группы в Германии, Польше и Чехии как странах, принявших наибольшее количество украинских беженцев от войны.
Основной механизм функционирования группы заключается в публикации в ее ленте поста с вопросом от пользователя (часто нового), на который реагируют эмодзи и комментариями другие участники группы. Благодаря новичкам, которые спрашивают, и старожилам, готовым делиться опытом, круг людей, которые преодолевают трудности, расширяется, и, по логике, общий опыт группы растет. Но на самом деле пользователи редко занимаются поиском более ранних обсуждений, а просто публикуют пост с описанием своей проблемы. Таким образом, обсуждение одних и тех же проблем повторяется с поправкой на изменение внешнего контекста, а лента двигается вниз. Кстати, повторяемость является важной особенностью этого коммуникационного поля, полезного для исследователей.
С помощью нашего peek-исследования, в отличие от стандартных опросов, мы получаем возможность увидеть и структурировать механизмы адаптации эмигрантов. Понимание действия таких механизмов позволяет осознать мотивацию и намерения по (не)возвращению, наблюдать за характером развития связей между украинцами за рубежом, а также оценивать устойчивость связей с Украиной.
Итак, мы рассматривали механизмы адаптации в трех разрезах:
- взаимодействие между украинцами за границей;
- вовлеченность эмигрантов в жизнь в Украине;
- сравнительная оценка местных условий проживания с украинскими.
Взаимодействие
Мы увидели, что соцсети развивают поле связей, и это помогает эмигрантам адаптироваться к новым условиям жизни через взаимопомощь и совместное преодоление проблем. В этом поле сформировалось экономическое пространство, где обращаются украинские товары и крафтовые изделия, а также услуги: репетиторство, психотерапевтическая поддержка, помощь в трудоустройстве и поиске жилья, предпринимательская коллаборация, создаются секции для детей и многое другое.
«Добрый вечер! Нахожусь в Германии 2 года. В Украине был свой бизнес в индустрии красоты. Мне 60 лет, 43 года официального стажа в Украине. Но и сегодня я чувствую в себе силы и желание развиваться и узнавать о чем-то новом) Хочу начать свое дело в Германии. Формат — фудтрак. Подскажите, пожалуйста, друзья, кто знает человека, который может помочь в пошаговом движении в реализации проекта».
Украинцы объединяются и для организации акций в поддержку Украины, и для проведения совместного досуга.
Те, кто живет в Украине, также активно общаются в украинских группах. Война продолжается, обстрелы гражданских локаций не прекращаются, поэтому кто-то изучает возможность выехать и спрашивает в группе, как это делается.
Тема — Украина
Политику, войну, коррупцию да что угодно, связанное с жизнью в Украине, в украинских группах обсуждают активно. Новостной контент и короткие видео из TikTok и Telegram-каналов, перегруженные хайпом и негативом, несколько искажают объективную картину происходящего на Родине.
Заходят в группы и боты, вбрасывая откровенную дезинформацию. Даже сообщения в ленте жителей Украины грешат субъективностью — как говорится, врет, как свидетель.
«Если бы те, кто свою попу здесь пристроил, хотя бы по 5 евро в месяц сдавали, знаете сколько дронов можно купить».
«Мне КОРПОРАЦИЯ УКРАИНА ничего не дала, чтобы я защищал эту систему!!! А Республика Украина не была создана надлежащим образом!!! Я никому ничего не должен!!».
Но большинство постов посвящены проблемам адаптации и переезда.
Сравнение условий проживания
Из обсуждений очевидно, что миграционные перемещения происходят разнонаправленно: на фоне прибытия новых эмигрантов и возвращения в Украину украинцы еще и путешествуют по Европе. Опыт и советы, которыми делятся в лентах групп, часто являются основой для принятия решений о переезде.
«Сменила 2 страны Украина—Англия—Германия, и теперь твердо знаю, хорошо там, где нас нет».
Сравнения касаются абсолютно всех сфер жизни: сравнивают систему здравоохранения и банковские сервисы, ЛГБТ-тематику в школах и бюрократические преграды, еду и правила содержания животных, отношение местных и эмигрантов из предыдущих волн.
Эти сравнения являются крайне важными индикаторами, с помощью которых можно видеть картину мира глазами зарубежных украинцев.
Практические решения, которые следуют из результатов изучения коммуникационного поля украинских групп в соцсетях
Текущая тенденция миграционного баланса в Украине отрицательная — общее количество украинцев, уехавших искать временную защиту в Европе, продолжает расти. Так что вряд ли можно рассчитывать на улучшение тренда в ближайшем будущем. Именно поэтому важно внедрять сопровождение процессов адаптации украинцев за границей со стороны украинских общественных и государственных институтов через специальные исследования, цифровые решения и коммуникационные стратегии, которые позволят эмигрантам почувствовать присутствие украинского государства и общества в их жизни. Можно сколько угодно прославлять украинскую низовую самоорганизацию, но отсутствие организованного взаимодействия с эмиграцией на институциональном уровне закладывает проблемы для государства на будущее. Взаимодействие между институтами и гражданами поможет удерживать эмигрантов в украинском социокультурном поле и влиять на развитие сети украинских центров за границей, а также на мотивацию репатриироваться с наступлением послевоенной жизни.
