Иллюзия инклюзии: эксперт объяснил, почему рекомендации МОН не работают в школе
Иллюзия инклюзии: эксперт объяснил, почему рекомендации МОН не работают в школе

Иллюзия инклюзии: эксперт объяснил, почему рекомендации МОН не работают в школе

Иллюзия инклюзии: эксперт объяснил, почему рекомендации МОН не работают в школе

В результате проигрывает ребенок, педагог и сама идея инклюзии.

Методические рекомендации Министерства образования и науки по поддержке детей с расстройствами психики и поведения, обнародованные в октябре 2025 года, вызвали противоречивую реакцию педагогического сообщества.

Как пишет учитель Владимир Онацкий в статье для ZN.UA, документ основывается на опыте "Школы супергероев" - сети образовательных центров при больницах, где дети учатся в спокойной среде, с медицинским сопровождением и психологической поддержкой.

Министерство предлагает распространить этот опыт на обычные школы. Но, как отмечает автор, это ключевая иллюзия, ведь "класс с тридцатью детьми, звонками, шумом и контрольными не имеет ничего общего с больничной палатой".

Учителя часто сталкиваются с детьми, которые имеют психические или поведенческие расстройства, но не получают должной поддержки. Они не имеют права знать медицинские данные учеников, не могут обратиться к врачу без согласия родителей, а школьными психологами на полную ставку обеспечены не все школы. В результате - педагог остается один на один с ребенком, которого не понимает, и классом, который теряет учебный ритм.

"Еще недавно в школах проводили собеседования с родителями, где педагог мог узнать об особенностях развития, характере или потребностях ребенка. Теперь — ни собеседований, ни медицинских карт, ни контактов с врачами. Очевидно, учитель должен "почувствовать" проблему интуитивно. Проблему, в которой он не является специалистом. В результате все проигрывают: ребенок, педагог и сама идея инклюзии", - пишет Онацкий.

Автор считает, что инклюзия без системной поддержки превращается в перекладывание ответственности на учителя. Ведь рекомендации МОН сводятся к советам "вести наблюдение" за поведением ребенка или вызвать скорую, если ситуация выходит из-под контроля.

"Это полезно для больницы, где рядом психиатр. В школе же - не работает", - отмечает учитель.

Зато каждая ошибка или неверная реакция учителя может дорого стоить. Для ребенка это может обернуться паническими атаками, аутоагрессией, неконтролируемым поведением, риском травмирования себя или других. Для учителя - истощением, эмоциональным выгоранием, а иногда и увольнением. Для класса - сорванными уроками.

"Методические рекомендации Министерства образования и науки - шаг важный, но поверхностный, - говорит Владимир Онацкий, - и пока МОН отчитывается о "заботе", учителя сталкиваются с реальностью, где ежедневная работа напоминает кризисную терапию. И где каждый день - это испытание на выносливость, которой и так не хватает".

Источник материала
loader
loader