В большом интервью, которое премьер-министр Польши Дональд Туск дал изданию The Sunday Times, он назвал Brexit самой большой ошибкой в европейской истории и отметил, и с каждым годом это ощущение становится все сильнее.
Спустя десять лет после провальной попытки Дэвида Кэмерона (тогдашний премьер-министр Великобритании — ред.) использовать референдум по Brexit в качестве рычага для получения более выгодной сделки с ЕС, разочарование Туска в Великобритании из-за того, что она лишила Польшу одного из своих самых сильных и единомышленных союзников в блоке, стало еще более острым, чем тогда.
«Я никогда не изменю своего мнения о Brexit», — сказал Туск. «Я считаю, что это одна из самых больших ошибок в нашей [общеевропейской] истории. И сегодня, мне кажется, это гораздо более заметно».
«Я действительно знаю, что подразумевает Европа, когда речь идет о ценностях и принципах. И Великобритания — не просто часть этого, она — источник», — сказал он. «Когда мы здесь, в Польше, говорили о нашем будущем членстве в ЕС в начале девяностых, одним из самых веских аргументов в пользу вступления поляков в ЕС было то, что Великобритания была его частью».
Туск по-прежнему уважает Кэмерона. Но его поражает, как его старый друг мог так легкомысленно рискнуть судьбой страны.
«Я никого не собираюсь здесь винить, потому что это было самостоятельное решение ваших граждан», — сказал он. Но сожаление и ощущение роковой ошибки, которая повлияла и на судьбу Европы, не оставляет, подчеркнул Туск.
Во многих своих давних прогнозах Туск оказался совершенно прав. Сейчас он часто высказывает свое мнение о войне России против Украины и роли Украины в общеевропейской истории.
Он решительно и убедительно доказывает, что Украина должна быть членом как ЕС, так и НАТО, несмотря на распространенные в Польше опасения, что украинцы могут нанести ей экономический ущерб или чрезмерно растянуть оборону альянса.
«Мы должны использовать этот уникальный момент, критически важный для Украины сегодня, но также и уникальный, потому что весьма вероятен сценарий, что в ближайшие пять-семь лет Польша станет лидером этой части Европы. Вместе с Украиной мы можем быть в полной безопасности, и никто, включая Россию, не сможет нам ничего сделать».
