1000 оленей на 250 гектарах: в Сумской области каскадер создал крупнейшую в Украине оленью ферму
1000 оленей на 250 гектарах: в Сумской области каскадер создал крупнейшую в Украине оленью ферму

1000 оленей на 250 гектарах: в Сумской области каскадер создал крупнейшую в Украине оленью ферму

Олени в каждом украинском лесу. Это мечта каскадера-оленевода из Сумщины Дмитрия Русанова. О том, как этот упорный мужчина создал самое большое в Украине ранчо, как нужно себя вести рядом с оленями, о любимце Спартаке и о том, выгоден ли бизнес - оленеводство, читайте в материале Коротко про.

Свободолюбивые животные

Полмиллиона гривен за Бемби. И это реальный ценник за взрослого оленя-самца с хорошей родословной.

- Оленеводство – это дорого, - объясняет владелец крупнейшей в Украине оленьей фермы Дмитрий Русанов.

Он знает, о чем говорит, потому что покупает, выращивает и продает рогатых. Шесть лет назад Русанов вместе с другом-аграрием создали ранчо недалеко от села Казацкое (Сумщина). Тогда же Дмитрий купил своего первого оленя. Привез благородного красавца из Венгрии. Это был старт оленеводства.

В настоящее время на ранчо Дмитрия Русанова - 1000 оленей. И почти всех Дмитрий знает, как говорят, в лицо.

– Мне не нужно смотреть на их чипы, номера, каждого оленя-самца и так знаю, – улыбается Дмитрий.

Рассказывая об оленях, у мужчины глаза горят. И веришь, что Дмитрий занимается любимым делом. У автора этого текста даже мелькнула мысль, что Русанов с детства знаком с животноводством. А на самом деле Дмитрий – каскадер. Много лет работал за границей в шоу и кино, объездил с гастролями полмира. Но вернулся в Украину.

– Считаю, что нет лучшего места на Земле, чем Украина, – говорит Русанов. – В Украине есть все: реки, озера, леса, степи…

– И продолжается война, – замечаю.

- Да, к сожалению, к тому же мое ранчо в Сумской области находится в 52 км от границы с горе-соседями, - говорит Дмитрий. – Бывало такое, что обломки сбитых «шахедов» падали прямо на территорию к оленям. Но я продолжаю свое дело.

Олени – свободолюбивые животные, нуждающиеся в значительной площади. На ферме Русанова животные свободно выпасаются на территории почти 250 гектаров. Вся площадь разделена на своеобразные сектора, огражденные металлической сеткой, но не обычной, как для забора, а специальной, сверхпрочной и пружинящей (напоминающей батут). Это сделано для того, чтобы животные не травмировались и не запутывались рогами.

В пище олени неприхотливы. Любят разнотравье, сено, комбикорм. А из лакомств – яблоки, морковь.

Олени – свободолюбивые животные, нуждающиеся в значительной площади. Фото: личный архив Дмитрий Русанов

Рога, мясо и туризм

Своих оленей Дмитрий Русанов подзывает свистом. Благородные животные уже хорошо знают этот звук, бегут к хозяину. Когда крупные самцы с роскошными рогами мчатся к оленеводу, кажется, что сейчас снесут его. Сердце падает где-то в пятки, так страшно!

Но Дмитрий объясняет: бояться не стоит. И все же это дикие животные, поэтому рядом с оленями забываем о резких движениях, громком смехе, лишней навязчивости к ним. Если животное не хочет фотографироваться, то не нужно тянуть его за рога.

А рога у оленей Русанова действительно роскошные.

– Меня как раз интересуют их рога, – подтверждает Дмитрий Русанов. – Раз в год олени их сбрасывают, а за 150-170 дней у них отрастают новые. Что интересно: с каждым годом они все больше, потому что на протяжении 10-13 лет оленьи рога набирают вес, становятся действительно роскошными. Рога измеряем, возим на выставки. Если олень занимает призовое место, получает имя. И от него мы берем максимальное количество помета. То есть делаем все, чтобы он передал свои роскошные гены потомкам. Это уже генетика, селекция – сложный процесс не одного десятилетия. На ранчо имеем самцов, родословную которых я знаю где-то на поколений 15. Представьте, родственников оленя знаю лучше, чем своих (смеется – Авт.).

Оленьи рога Русанов продает, говорит, из них мастера изготавливают разнообразные элементы декора.

Также у Дмитрия покупают оленей. Оленевод продал уже 900 благородных животных. Олени Русанова разъехались по всей Украине, от Шостки (город Сумской области) до Карпат.

- Моя мечта: чтобы олени были в наших лесах, в нашей стране, - рассказывает оленевод. – Один из моих оленей уехал в поселок Синевирская Поляна в биопарк Юрия Тюхи. А недавно продал в Днепр одного из своих любимцев. Это 9-летний олень Спартак. Я купил его молоденьким. Этот олень носит имя своего отца, который родом из Новой Зеландии и был чемпионом и родоначальником многих хороших оленей в Европе. Спартак сделал нам около сотни оленей.

Но есть и третий вариант выгоды от оленеводства. Это мясная продукция. И хотя зоозащитники уже готовы объявить оленеводам анафему, как ни крути, в любом животноводстве есть мясо. Поэтому и на ферме Русанова производят сыро-вяленую продукцию из оленины. По вкусу оленье мясо напоминает говядину, но с привкусом дичи.

В настоящее время на ранчо Дмитрия Русанова проживает 1000 оленей. И почти всех Дмитрий знает, как говорят, в лицо. Фото: личный архив Дмитрий Русанов

Отрасль нуждается в значительных капиталовложениях

Итак, можно ли назвать оленеводство прибыльным бизнесом? Дмитрий Русанов только улыбается в ответ на такой вопрос. Оказывается, в Западной Европе государство поддерживает такие фермы всяческими грантами и льготными кредитами. В Украине же предприниматели пока остаются один на один с расходами.

А еще оленевод объясняет следующее. Если за границей во многих странах (Норвегии, Финляндии, Канаде, Новой Зеландии, Шотландии, Монголии) оленеводство имеет глубокие исторические корни, то в Украине оно появилось скорее как эксперимент или бизнес-новинка относительно недавно, в XX веке. И развивается медленными темпами. Банально: эта отрасль нуждается в значительных капиталовложениях. Нужна земля, ограждения, корма, лицензии, ветеринарная поддержка, импортные животные с родословной. Это бизнес с долгой окупаемостью на годы, потому что олени растут медленно.

Но еще нужно уметь разводить оленей и ухаживать за ними. В Украине такими знаниями обладают единицы фермеров. Один из них – Дмитрий Русанов, который консультирует и обучает всех, кто желает заниматься оленеводством.

- За границей оленеводство – это еще и туристическая достопримечательность: сафари, контактные фермы, зимние парки, - рассказывает Дмитрий. – И в Украине такое должно быть. На наше ранчо в Сумскую область тоже приезжают туристы. Правда, сейчас гостей нет, из-за войны.

Уже в завершение разговора Дмитрий по секрету читателям Коротко про рассказал о своем действительно грандиозном замысле. Планирует через год или полтора открыть масштабный олений парк вблизи Киева. Хочет, чтобы украинцы имели территорию вроде оленьего парка, который в аббатстве Воберн, что в Великобритании.

Правда, здесь есть нюанс: олений парк в упомянутом аббатстве очень древний, первое письменное упоминание о нем датируется 1661 годом. Очевидно, что с многовековыми традициями оленеводства Великобритании украинцам пока трудно тягаться. Но благодаря таким энтузиастам, как Дмитрий Русанов, на украинских фермах все чаще появляются олени. И вполне реально, что через некоторое время оленеводство станет традиционной отраслью животноводства в Украине.

Своих оленей Дмитрий Русанов подзывает свистом. Фото: личный архив Дмитрий Русанов

Теги по теме
Животные
Источник материала
loader
loader