WSJ: Самая горячая инвестиция года — украинские дроны
WSJ: Самая горячая инвестиция года — украинские дроны

WSJ: Самая горячая инвестиция года — украинские дроны

WSJ: Самая горячая инвестиция года — украинские дроны

Иностранные деньги помогают украинским оборонным стартапам соревноваться с западными конкурентами.

Украина стала пионером вприменении дронов на поле боя. Теперь западные инвесторы хотят приобщиться к этому рынку, пишет The Wall Street Journal.

Иностранные инвестиции в украинские компании, производящие беспилотники и оборонные технологии, в этом году резко выросли — об этом заявляют как основатели стартапов, так и сами инвесторы. Причина — проверенные на поле боя технологии, которые могут отвоевать себе долю растущих военных бюджетов.

Эти средства помогают украинским производителям, которые начинали буквально с гаражей или военных подразделений, перейти на профессиональный уровень и конкурировать с игроками Запада. Для США же украинские стартапы могут стать решением собственных проблем в сфере дронов.

"Да, они изобретательны. И нет — они не работают в разбомбленных зданиях с клещами, найденными на обочине", — говорит Джастин Зиф, соучредитель венчурного фонда Green Flag Ventures, который работает в Лос-Анджелесе и Киеве. — "Они знают, что делают".

Фонд Green Flag создали в 2023 году специально для инвестиций в украинские компании. Сейчас к его первому пулу на $20 млн присоединяется все больше желающих.

По словам Зифа, западные инвесторы видят в производителях украинских дронов меньше рисков — ведь многие компании уже имеют прибыль, клиентов за пределами Украины и внедрили корпоративные стандарты управления. Киев также недавно впервые разрешил частным оборонным компаниямэкспортировать свою продукцию.

Со времени вторжения России в 2022 году Украина стала эпицентром "дроновой войны" — полигоном для испытаний новейших технологий. Большинство беспилотников, которые сейчас применяются на фронте, созданные местными стартапами — и часто оказываются более эффективными, чем американские или европейские аналоги, стоя при этом в несколько раз дешевле.

В сентябрекиевский стартап Swarmer, который начинал в гараже в 2023 году, привлек $15 млн — крупнейшую инвестицию в украинский оборонный бизнес с начала войны. Компания разрабатывает программное обеспечение на базе искусственного интеллекта, которое Украина уже использует для координации роевых атак дронов на позиции россиян. Привлеченные средства планируют направить на открытие офисов в Варшаве и Остине (Техас) и разработку новых продуктов.

Хотя объемы инвестиций пока не сравнятся с миллиардами, вливаемыми в американские оборонные корпорации или сферу искусственного интеллекта, количество сделок растет быстро. Фонд Ondas Capital из США планирует вложить не менее $150 млн в проверенные на поле боя технологии, преимущественно в Украине. Четыре европейских венчурных фонда на конференции по оборонным технологиям в сентябре объявили о совместных инвестициях на $100 млн.

Прошлогодняя конференция собрала тысячи участников, в этом году — уже пять тысяч.

Большинство денег пока поступает из Европы — из-за того, что украинские стартапы еще слишком малы для крупных американских фондов. Однако инвестиции в украинские дроны имеют и риски: страна имеет репутацию коррупционной, рынок дронов перенасыщен, а само посещение Украины для инвесторов часто опасно.

"Здесь есть бизнес-возможность — и именно поэтому инвесторы заходят", — говорит Эвелин Бухацкая, управляющий партнер фонда D3, который создали в начале войны для инвестиций в военные технологии Украины. Среди его инвесторов — бывший гендиректор Google Эрик Шмидт.

В начале войны привлекать венчурные средства было почти невозможно, вспоминает соучредитель Teletactica Евгений Жебко. Но в июле компания смогла привлечь $1,5 млн, в том числе от Green Flag. Деньги позволили расширить производство для фронта и открыть представительства в Латвии и Эстонии, которые уже заказали тестовые партии технологий.

Американский инвестфонд MITS Capital недавно объединил четыре украинские оборонные компании под единым брендом MITS Industries со штаб-квартирой в Дании, чтобы улучшить управление и использовать скандинавский спрос на технику.

Западные компании также заходят в партнерства: немецкая Quantum Systems в июле приобрела 10% киевского производителя дронов Frontline и помогает масштабировать производство. Еще два года назад компания работала в заброшенном, неотапливаемом здании, а сейчас имеет более 100 сотрудников. Ее флагманский дрон стоит $3 000 — менее чем одна шестая от цены западного аналога.

"В Европе и США есть похожие компании, но они предлагают то же самое за гораздо более высокую цену", — говорит директор по маркетингу Frontline Никита Рожков.

Низкая себестоимость побуждает и правительства Запада обращать внимание на Украину. Пентагон уже заключил несколько контрактов с украинскими стартапами на разработку дронов большой дальности и систем борьбы с беспилотниками. США и Украинаведут переговоры о соглашении, по которому украинские компании будут передавать свои технологии в обмен на роялти или другую компенсацию.

Свои договоренности с Киевом заключили иВеликобританияи Дания — они хотят, чтобы украинские производители дронов открывали производства на их территории.

Сотрудники Plural, венчурной компании, чьи инвестиции включают немецкий оборонный стартап Helsing, недавно посетили оборонную конференцию, где украинские стартапы представляли свои позиции инвесторам.

Несмотря на стремительный рост, рынок перенасыщен: по данным Совета по вопросам оружейного дела, в Украине уже более 300 производителей дронов, и сотни новых появляются по всей Европе и США. Эксперты прогнозируют, что после войны произойдет "отсев слабых".

"Большинство не выживет", — говорит партнер лондонского фонда Plural Халед Гелиуи. — "Но если несколько прорвутся — получим победителей".

Источник материала
loader
loader