/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F4%2Fd3d1c37aaa2128e80a4f2d2fc5683600.jpg)
Самая маленькая зарплата, самая сложная аттестация, самый низкий уровень доверия – Александр Цывинский о перезапуске БЭБ
Прошло три месяца с тех пор, как опытный детектив НАБУ Александр Цивинский возглавил Бюро экономической безопасности.
Его назначение произошло несмотря на сопротивление Банковой: правительство дважды отказывалось утверждать кандидата, выбранного независимой комиссией, – на основании обращения СБУ.
Чтобы устранить какие-любо спекуляции, Цывинскому пришлось пройти полиграф.
В конце концов, 6 августа Цывинский был назначен директором БЭБ.
Это решение стало необходимым условием для продолжения макрофинансовой поддержки Международного валютного фонда (МВФ), а также важным этапом евроинтеграционной реформы, которая предусматривает перезапуск бюро.
Задача нового руководителя – не просто провести полную переаттестацию сотрудников, а фактически перезапустить институт в условиях, когда бюджета едва хватает на базовые потребности.
БЭБ должен заменить налоговую милицию и сосредоточить финансовые расследования, ныне распыленные между различными силовыми структурами – от СБУ до полиции.
Интервью состоялось до обнародования "пленок Миндича", в которых фигуранты упоминают БЭБ среди других силовых ведомств – возможных реципиентов "черной кассы".
Цивинский прокомментировал эту историю отдельно, в письменном ответе для "Украинской правды".
"Люди увольняются, не дождавшись переаттестации.
У нас 2800 вакантных должностей".
– В деле НАБУ по Тимуру Миндичу есть материалы прослушивания, из которых следует, что фигуранты тратили теневой кэш и на силовиков – в частности СБУ и БЭБ.
О каких суммах может идти речь? Есть ли у вас понимание, кто брал эти средства и чем благодарил?.
– БЭБ будет взаимодействовать с НАБУ для установления всех фактов.
На сегодня значительная часть руководящего состава, которая работала во время записи указанных пленок, уволилась.
В то же время не исключаю, что могли остаться люди, которые причастны к этой ситуации.
Будем способствовать коллегам, а также самостоятельно работать над выявлением указанных лиц.
Мы работаем над очисткой нашей системы.
Конкретных сведений о суммах, получателях и конкретных совершенных действиях в настоящее время нет.
– С вашим назначением западные партнёры Украины возлагают надежды на перезагрузку БЭБ и его прозрачную работу.
Удалось ли за 3 месяца сдвинуть этот процесс?.
– Требование международных партнеров – переаттестация всего личного состава.
На 10-ый или 11-ый день после своего назначения я обратился в Министерство иностранных дел относительно того, кто от партнеров должен войти в аттестационные и конкурсные комиссии.
Продолжается процесс их формирования.
Хотя фактически переаттестация началась с первого дня моего назначения.
Я уволил четырех заместителей, трое были назначены.
На 16 департаментов вакантны 11 должностей руководителей.
Сотрудники, которые не разделяют новых подходов, сейчас покидают БЭБ сами.
На сегодня в целом у нас 2800 вакантных должностей.
В то же время среди действующих работников – много профессиональных умных людей, которые разделяют новые подходы, и для которых открылись возможности для самореализации.
– Было бы наивно полагать, что ваше намерение провести большие чистки не встретит сопротивления системы.
С чем вы уже столкнулись?.
– Сопротивление есть, но мы работаем в штатном режиме.
Часть людей покинули институт самостоятельно.
– Много ли сотрудников покинули БЭБ, не дождавшись переаттестации?.
– Около 70 из 1200, и это еще не конец.
Переаттестация, предусмотренная законом, достаточно строгая.
Для меня большой вызов провести ее максимально экологично, с уважением к работникам Бюро экономической безопасности и соблюдением международных стандартов.
В случае непрохождения работник на 10 лет теряет возможность работать в БЭБ.
Предусмотрено два этапа – тестирования и собеседование – непрохождение любого из них является отдельным основанием для увольнения.
– В чем, по вашему мнению, заключалась проблема предыдущего БЭБа?.
– Первая – институциональная.
Не приняты нормативные акты, которые бы дали возможность БЭБ работать так, как предусматривает закон.
Вторая – самый низкий уровень доверия из всех правоохранительных органов.
Формат работы БЭБ во многом скопирован с предыдущей налоговой милиции.
Правительство, парламент, бизнес считают, что БЭБ – аналитический орган, который прежде всего должен предотвращать преступления, а не расследовать.
А закон предусматривает, что оценивать БЭБ следует по уровню возврата денег в доход бюджета.
По моему мнению, оценивать нужно еще и по поступлению налогов в результате эффективной работы БЭБ.
Любой возврат денег предусматривает привлечение к уголовной ответственности.
– Какие сферы вы определили для себя как приоритетные?.
– Акциз, экспортные/импортные операции, контрабанда, бюджет, так называемая "игорка" (игорный бизнес, – УП), налоги, в частности минимизация.
Речь о дроблении ФЛП и зарплате в конвертах.
– Какой политики будете придерживаться в отношении казино и арбитража?.
– Мы центральный орган исполнительной власти и отталкиваемся от закона.
За три месяца с момента моего прихода на должность мы уже успели разоблачить преступные группы в так называемой "игорке".
Совместно с Минцифрой и Playcity начали взаимодействие в контексте избежания уплаты налогов в этой сфере.
Любой платеж, который заводит игрок, должен облагаться налогами.
Мы понимаем, как это сделать и начали конкретную работу в этом направлении.
Пока БЭБ не хватает ресурсов – мы проходим перезагрузку и это режим турбулентности как для команды, так и для эффективности дел.
В целом проблема казино не ограничивается налогами.
Определенные категории граждан должны вообще не допускаться к игровым платформам.
В свое время был полный запрет игровых платформ и это имело свой положительный эффект.
Нужно ли так сделать сейчас – надо думать, но ограничивать доступ точно надо."Дробление ФОПов прячет до 500 миллиардов гривен.
Акциз – еще 25 миллиардов".
– Как вы оцениваете тень в украинской экономике?.
– Есть разные оценки, одна из них – что это около триллиона гривен.
То есть, если 2,8 трлн – вся доходная часть бюджета Украины, а 1 трлн – в тени, то де-факто одна треть экономики находится в тени.
Поэтому детенизация – ключевая задача БЭБ.
Наша команда работает над детенизацией наиболее чувствительных сфер, которые генерируют наибольшее количество теневых денег.
Это – организованные группы.
Акциз, "игорка", налоги – главные сферы, на которые направлено наше внимание.
Есть такая вещь как дробление ФОПов.
Если мы возьмем в целом по Украине – по некоторым оценкам, это прячет до 500 млрд гривен.
Акциз – 25 млрд гривен, контрабанда большая часть, экспортно-импортные операции.
В принципе, работы в Бюро экономической безопасности более чем достаточно.
Цывинский: "Дробление ФОПов прячет до 500 миллиардов гривен".
– Контрабанда невозможна без связи контрабандистов с Госпогранслужбой, таможней, полицией и другими органами власти.
Они вам подследственные?.
– Контрабанда – это исключительная подследственность Бюро экономической безопасности.
У нас есть проблема с нормативным регулированием, чтобы мы могли качественно расследовать этот вид уголовных правонарушений.
Эффективное противодействие контрабанде – это одно из наших обязательств перед Европейским Союзом.
– Поддерживая вас на посту, ЕС рассчитывает, что контрабандных украинских сигарет не будет в условной Португалии?.
– Я думаю, да.
Если мы вытащим из теневой экономики триллион гривен, сможем стать более самостоятельными и независимыми в решениях.
– Какие практические задачи на ближайшее время вы для себя определили? Какие задачи перед вами поставлены правительством?.
– В 2025-у мы должны сформировать команду.
Потому что эффективно противодействовать детенизации, вести досудебные расследования, заниматься превенцией и аналитикой невозможно без мощной команды.
Перед нами стоит задача обновить топ-менеджмент, запустить работу аттестационных и конкурсных комиссий, изменить структуру непосредственно Бюро экономической безопасности, организационно-штатное расписание, усилить аналитическое и международное направления.
Для построения эффективного международного взаимодействия надо запускать совместные следственные группы.
Параллельно должны менять подходы к расследованию – делать фокус на сложных уголовных производствах.
Привлекать к ответственности бенефициаров схем, а не только исполнителей.
Уже работаем над запуском финансовых расследований.
Что такое финансовые расследования? Это тогда, когда мы работаем над тем, чтобы не только привлечь лицо к ответственности, но и найти средства, которые у него оказались, возможно, выведены за границу, их арестовать и обеспечить возврат в бюджет.
В 2026 году должны уже завершить переаттестацию, на которую заложено до 18 месяцев, и сформировать команду.
Этот процесс затронет весь руководящий состав и всех работников.
– 18 месяцев весь ваш штат будет фактически подвешен?.
– Штат выполняет свою работу, но, да, это турбулентность и она вызывает волнение в коллективе.
Будущее каждого сотрудника зависит от тестирования на знание законодательства и интеллектуальные способности, а также собеседования.
Это три этапа.
Сейчас имеем только отток кадров.
– У вас есть бюджет на набор новых людей?.
– Болезненный вопрос.
Но я убежден, что детенизация – это приоритет государства и вопрос с бюджетом будет решен положительно.
Государственный бюджет еще не принят.
Я верю, что нормы, которые дискриминируют работников БЭБ, все же будут отменены.
– Имеете в виду, что вы единственный правоохранительный орган, который не имеет брони от армии и имеет самую низкую зарплату?.
– Частичное бронирование мы имеем – большая часть руководящего состава забронирована.
Но, да, проблема существует.
В БЭБ созданы все условия для выявления настоящего лидерства и преданности цели: самая маленькая зарплата, самая сложная из всех государственных органов процедура отбора кадров и аттестации.
У нас самые большие аттестационные комиссии, которые в принципе существуют.
Наименьший бюджет, наименьшее количество персонала – из предусмотренных 4-х тысяч человек, имеем только 28%, 1200 человек сейчас есть в наличии.
Самое низкое доверие.
Самый быстрый срок аудита.
То есть уже через несколько месяцев будет аудит сделанного за этот год.
В то же время отчетность будет именно в соответствии с этой формой оценивания.
Поэтому БЭБ – не для случайных людей."Я элементарно не могу купить диктофон для оперативных мероприятий".
– На должности детектива НАБУ вы вели наиболее резонансные производства.
Почему решили пойти в БЭБ на меньшую зарплату и большие проблемы?.
– Для меня это возможность что-то изменить.
Конечно, хотелось стартовать хотя бы с точки 0 – как это делали НАБУ и ГБР.
Это было бы просто честно.
Сейчас мы боремся просто за выполнение закона.
Например: я элементарно не могу купить диктофон для оперативных мероприятий, хотя законом это предусмотрено.
Соответствующие изменения не внесены в инструкции.
У всех органов, которые запускались с нуля, были свои проблемы на старте, но они имели все, что предусматривает для них закон.
Есть ли люди, которые хотят работать в Бюро экономической безопасности? Есть.
Немало людей хотят работать честно, открыто, ответственно и наступательно.
Если есть состав преступления, работаем, доказываем, отстаиваем свою процессуальную позицию.
Если нет состава преступления, мы этим не занимаемся.
Если дискриминация БЭБ завершится, и просто будет выполнен закон, у нас не будет проблем с подбором кадров.
Мы будем рассчитывать на тех, кого интересует драйв, на молодых людей, которые хотят что-то изменить в стране, будем работать с бизнесом.
Возможно, есть люди в частной сфере, которые хотели бы приобщиться к изменениям в государстве.
И как раз сейчас самое время.
Мой опыт показывает, что не все всегда ориентированы исключительно на заработную плату.
Цывинский: "В 2025-м мы должны сформировать команду и запустить финансовые расследования".
– Какая зарплата сотрудника БЭБ?.
– Скажу в процентах: она на 60% меньше, чем у сотрудника НАБУ и ГБР.
Хотя, по закону, у нас все элементы расчета заработных плат – одинаковы.
Это касается работников разных ступеней.
– Антикоррупционные органы стартовали не без помощи западных партнеров.
Сколько средств партнеров вы намерены привлечь для перезапуска БЭБ?.
– Мы очень чётко знаем эту цифру и уже предоставили им соответствующую информацию, но, наверное, будет некорректно её называть.
Перед нами стоит задача – запустить финансовые расследования и, например, криминалистическую лабораторию.
Это дорогостоящий проект.
Международные партнеры могут нам помочь с оборудованием и экспертами по построению определенных процессов.
Но есть вопрос заработной платы.
Для того, чтобы предложить хорошему аналитику из частного сектора перейти в государственный, нужно предложить достойную оплату.
Возможно меньшую, чем он получал, но не дискриминационную – он должен видеть, что закон в отношении него работает.
– Вы уже познакомились с Олегом Татаровым? Если да, то каковы результаты разговора?.
– Нет, не познакомился.
– Были ли попытки контакта с его стороны?.
– Я – руководитель института.
Мы активно взаимодействуем со всеми органами.
И я вообще считаю, что наша задача сейчас – это консолидировать все усилия.
При взаимодействии, например, с налоговой, с государственным финансовым мониторингом, с другими правоохранительными органами.
– Правоохранительные органы, граница находятся в вертикали Татарова как заместителя главы Офиса президента....
– Мы взаимодействуем со всеми, с кем возникает необходимость для достижения задач, предусмотренных законом.
Нет, он не звонил."БЭБ не расследует коррупцию своих работников – для этого есть другие органы".
– В начале октября в "Украинской правде" вышло расследование о главе одного из департаментов БЭБ Львовщины Романа Мудя, вы реагировали на это расследование.
Мудь уволился из БЭБ и судится за невыплаченную, по его мнению, зарплату.
Вы подтверждаете, что этот уже бывший ваш сотрудник был куратором всего БЭБ в области?.
– Начну с суда.
Здесь вопрос не в фамилии, а в справедливости.
Едва ли не каждый, кто увольняется из БЭБ, подает в суд из-за несправедливого начисления заработной платы.
И судебная практика полностью на стороне этих людей.
Закон четко предусматривает, что необлагаемый минимум, от которого начисляется зарплата в БЭБ и других спецорганах, составляет 3028 гривен.
Этот факт установлен в судебном порядке.
Зато Минфин начисляет нам оплату, отталкиваясь от цифры 2102 гривны.
То есть суд в своих решениях четко прописывает, что минимум составляет 3028 гривен, но в бюджет БЭБ заложено 2102 гривны.
Поэтому вопрос не в лице, о котором вы говорите.
Необлагаемый минимум не может быть разным для всех.
К сожалению, эта норма закона закладывается и в бюджет на следующий год.
Цивинский: "Зарплата сотрудника БЭБ на 60% меньше, чем в НАБУ и ГБР".
– Если переаттестация отсеет часть ваших сотрудников, они смогут судиться как Мудь и имеют шансы выиграть?.
– В течение 2024-2025-го годов в БЭБ и его территориальные управления обратился 21 человек с исковыми заявлениями о перерасчете денежного обеспечения, исходя из прожиточного минимума в размере 3028 гривен.
Семь исков были удовлетворены, остальные находятся на рассмотрении судов.
Общая сумма уже отсуженных средств – 3,4 миллиона гривен.
– Вернемся к ситуации с Романом Мудем.
Правда ли, что он был неформальным куратором всей области?.
– Указанное лицо приняло решение об увольнении еще до того, как вышло журналистское расследование.
– Незадолго до того...
– Правильно.
Обращаю внимание, что это не реакция на расследование.
Я довел до всех и публично, и непублично свою позицию: каждому, кто видит себя по-другому, я рекомендую принять решение и работать дальше в другом месте.
Я не оцениваю сейчас причины его увольнения.
Сейчас активно выходят публикации в отношении различных лиц, которые уже не работают в БЭБ.
Я вижу много критики в адрес БЭБ, почему не проводятся антикоррупционные расследования.
Это не является подследственностью БЭБ.
Чтобы Бюро экономической безопасности могло в установленный законом способ документировать работников БЭБ, которые совершают коррупционные действия, нам нужна одна простая вещь – чтобы наше подразделение, управление внутреннего контроля было субъектом ОРД (оперативно-розыскной деятельности, – УП).
Сейчас оно не субъект ОРД и могут проводить только служебные расследования.
– Этот кейс вы могли прямо передать бывшим коллегам из НАБУ?.
– Здесь скорее подследственность ГБР.
– По этому поводу есть расследование?.
– Если бы этот человек на момент выхода материала работал в Бюро экономической безопасности, мы начали бы служебное расследование по данному факту.
И, между прочим, мы уже создали дисциплинарную комиссию, которой в БЭБ не было больше года.
Мне неизвестно, осуществляется ли досудебное расследование.
Мы не являемся субъектами таких расследований.
БЭБ не расследует коррупцию в виде противоправных действий своих работников.
Для этого есть другие правоохранительные органы.
На данный момент руководитель Львовского территориального управления уволен, указанное лицо, о котором вы сказали – также уволено.
Еще один важный руководитель написал заявление на увольнение.
Говорить о слухах я не могу.
Могут ли работники правоохранительных органов совершать уголовные правонарушения? Да, могут, это же не секрет.
Моя задача – сделать так, чтобы такие ситуации были исключительными.
Вопрос добропорядочности для меня приоритетный.
Я всем говорил: если есть претензия к работникам БЭБ, мы всегда будем объективно разбираться.
Но я никогда не буду принимать решение только на основе журналистского расследования.
Татьяна Даниленко, УП.

