/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F18d8548dfc4d5a736cbe335bb78f044d.jpg)
Семь ключевых факторов войны: имеют ли ВС РФ превосходство в Украине, — CSIS
Аналитический центр CSIS опубликовал доклад под названием "Seven Contemporary Insights on the State of the Ukraine War", в котором выделил семь ключевых тенденций, формирующих текущее положение на украинских фронтах.
Материал, автором которого является внештатный научный сотрудник CSIS Мик Райан, позволяет оценить, имеет ли Россия тактическое или стратегическое превосходство и какие вызовы стоят перед Украиной.
Война РФ — ключевые фактора боев осенью 225 года
Насыщение фронта дронами и эволюция российских БПЛА
Прежде всего CSIS отмечает, что линии фронта, особенно на востоке, сильно насыщены дронами. В зонах до 15 км от линии боевых действий передвижение наземной техники стало крайне затруднительным — машины ежедневно подвергаются десяткам атак. Украинские силы пытаются противостоять этому с помощью обманных маневров, ложных целей и глубоко расположенных командных пунктов.
При этом Россия, по данным аналитиков, в этой сфере имеет определенное преимущество. Среди причин:
- использование оптоволоконных дронов с высококачественной связью и видео;
- стандартизация моделей — ВС РФ имеют не десятки, а лишь несколько типов БПЛА, что упрощает логистику, обучение и производство;
- структура "дрон-центров" (так называемые "Рубикон"-подразделения), которые систематически совершенствуют тактику, обмениваются опытом, концентрируются на уничтожении украинских центров управления дронами.
Новый "боевой треугольник"
Райан делает акцент, что дроны не заменяют традиционные войска, а усиливают их. В украинской армии появились концепции, где три ключевых элемента — разведка, операции и дроны/электронная борьба — образуют новый "боевой треугольник". Это отражает, что обычные системы — артиллерия, пехота, инженерные части — по-прежнему жизненно важны, но дроны меняют способы их применения, восполняют слабости и расширяют возможности.
"Как обнаружили украинцы на линии фронта вокруг осажденного города Покровск и в других местах, дроны не могут заменить солдата, удерживающего позиции. Это одна из неизменных истин войны, которую следует часто повторять, чтобы она не затерялась в проповедях сторонников использования беспилотников", — подчеркнул Райан.
Битва за адаптацию: Россия учится быстрее
Аналитик CSIS отмечает, что Россия сделала значительный прогресс в тактической и стратегической адаптации. Ее подразделения быстрее внедряют новые методы, обмениваются опытом по всему фронту, записывают и распространяют удачные тактики.
Одним из примеров является использование минимальных штурмовых групп (2–4 человека), дополняемых дронами и ударными средствами, чтобы искать бреши в обороне ВСУ. Этот подход описывается как "1000 порезов": маленькие группы входят, наносят удары, отступают, затем повторяют попытку.
"Это не всегда приводит к успеху, но, как показало недавнее глубокий прорыв на Покровском направлении, в случае успеха это может иметь оперативный эффект", — пишет Райан.
Он подчеркивает, что Россия "научилась учиться" и уже извлекает дивиденды из этого подхода: ее тактика становится все более изощренной и системной.
Дальнобойные удары ВСУ: стратегия и ее ограничения
Согласно CSIS, Украина заработала серьезную репутацию в проведении ударов по стратегическим целям в глубине России. Дело в том, что проводить подобные операции крайне сложно, учитывая плотность российской ПВО и ПРО.
"Украинские планировщики ударов и их сторонники из НАТО постоянно изучают и обновляют свои представления обо всей российской системе ПВО, чтобы понять ее слабые места и определить, где ее следует атаковать для нанесения ударов по стратегическим целям на территории России", — сообщил аналитик.
Между тем россияне адаптируются: их ПВО становится подвижнее, а инженеры внедряют инновационные методы и контрмеры, повышающие эффективность противовоздушной обороны. Кроме того, дальнобойные удары сами по себе — не панацея и не гарантируют быструю победу.
Наземная ПВО Украины под давлением
CSIS также выделяет значительный рост угроз со стороны российских Shahed-дронов и других беспилотных систем. Россия модернизирует их, делая автономность и электронную устойчивость выше, добавляет дистанцию, а также модернизирует авиационные боеприпасы и реактивные средства поражения (КАБ и бомбы с УМПК). Это вынуждает украинские системы ПВО быть более адаптивными и гибкими.
РФ также способна производить десятки тысяч таких боеприпасов в год, что создает огромную нагрузку на ПВО Украины. При этом комбинация дешевых дронов, ракет и авиации усложняет задачу отражения атак.
Ассиметричные преимущества России
Аналитики указывают на набор стратегических и тактических "ассиметрий", складывающихся в пользу России:
- преимущество в системной и стратегической адаптации;
- численное превосходство личного состава;
- хорошо организованные подразделения беспилотных систем (в том числе "Рубикон");
- оптоволоконные FPV-дроны с высококачественными камерами;
- относительно эффективное оперативное командование и управление;
- авиаудары, особенно с применением КАБов.
Все эти факторы в совокупности дают России устойчивое преимущество, поскольку они взаимодействуют друг с другом, образуя пересекающиеся точки влияния.
Стратегия и траектория войны
По мнению Райана, у Украины нет четкой стратегии победы, поэтому ее главные цели сейчас — удерживать, изматывать, поддерживать западную поддержку и наносить системные удары по России. Но этого может быть недостаточно, чтобы принудить Москву к уступкам.
В то же время аналитик отмечает глубокий страх в российском руководстве: поражение для Путина означало бы внутреннюю нестабильность, особенно в условиях возвращения с фронта сотен тысяч ветеранов "неудачной войны" — сценария, которого российская элита исторически опасается. Поэтому наиболее вероятным вариантом для Кремля может стать попытка "заморозить" войну, с реализацией плана перевооружения ВС РФ, который ставит цель быть готовыми к войне с НАТО к 2030 году.
Тем не менее при всех сложностях Украина сохраняет ряд значимых преимуществ. Силы обороны воюют на своей территории, что дает мотивационное преимущество, а уровень подготовки украинских военных в среднем остается выше российского, несмотря на трудности с самовольным оставлением позиций. Украина также опирается на внутренние линии обороны, что обеспечивает оперативную гибкость, а ее промышленный потенциал постепенно усиливается за счет европейских инвестиций.
Россия же наращивает мощь за счет численного превосходства, беспилотных систем, тактических инноваций, а также иностранных поставок — прежде всего оружия из КНДР и промышленной поддержки Китая. Однако успех России в тактических инновациях не является гарантированным: большую часть войны именно Украина демонстрировала более высокое качество тактических решений.
