"Опубликуйте материалы по делу Эпштейна!" — этот призыв прозвучал в воскресенье вечером накануне важного голосования в Конгрессе, которое должно заставить Министерство юстиции раскрыть информацию о расследовании в отношении умершего в позоре финансиста. Но возглас звучал не от демократов, которые проталкивают голосование, и не от мятежных республиканцев, готовых присоединиться к ним, а от самого президента Соединенных Штатов. Об этом говорится в материале The Times.
После нескольких недель отказа поддержать такой шаг Дональд Трамп резко изменил свою позицию, заявив, что "республиканцы Палаты представителей должны проголосовать за обнародование материалов по делу Эпштейна, потому что нам нечего скрывать".
На платформе Truth Social он добавил, что пришло время "покончить с этим мошенничеством демократов, которое придумал радикальный левый дурман, чтобы отвлечь внимание от больших успехов Республиканской партии".
Хотя новость благосклонно восприняли правые (многие представители движения MAGA требовали обнародования еще задолго до возвращения Трампа в Белый дом), даже его самые лояльные сторонники в частном порядке признают: это тот уникальный момент, когда политическая реальность настигла действующего президента.
В течение месяцев Трамп стремился закрыть эту тему. Его раздражал медийный фокус, а также вопросы о давней дружбе с Джеффри Эпштейном, которая тянется с 1990-х годов.
Он неоднократно говорил журналистам, что страна "устала" от новостей об Эпштейне. А на прошлой неделе его команда собрала республиканцев в ситуационной комнате Белого дома и попросила отозвать свои подписи под петицией об обнародовании материалов. Это не сработало.
Зато стало понятно, что у Трампа нет достаточной поддержки, чтобы остановить голосование во вторник. Ситуация также привела к внутренним конфликтам среди сторонников MAGA. На прошлой неделе Трамп дистанцировался от конгрессвумен Мерджори Тейлор Грин, одной из его самых ярых союзниц, после того как она обвинила президента в том, что он боится обнародования.
В пятницу она написала: "Он давит на меня изо всех сил, чтобы показательно запугать других республиканцев перед голосованием на следующей неделе по обнародованию материалов по делу Эпштейна. Поразительно, насколько упорно он пытается это предотвратить — вплоть до такого уровня".
На фоне растущих опасений, что количество республиканцев, готовых проголосовать за раскрытие материалов, увеличивается, возникло ощущение, что Трамп потерял контроль над ситуацией.
В воскресенье несколько жертв Эпштейна опубликовали свои фотографии в возрасте, когда они впервые встретились с ним, пытаясь повлиять на политиков перед голосованием.
Столкнувшись с неизбежным поражением, Трамп решил перейти в контратаку. В пятницу он поручил генеральному прокурору расследовать действия высокопоставленных чиновников-демократов, упомянутых в этих материалах, в том числе Билла Клинтона. Трамп опасается, что ситуация может повторить сценарий обвинений в сговоре с Россией во время его первого срока — тогда это доминировало в информационном поле и сорвало выполнение его ключевой программы.
Остается вопрос, как изменение позиции Трампа повлияет на перспективы обнародования материалов. Даже если Палата представителей примет решение, необходимо еще голосование в Сенате, а также подпись самого Трампа. Каково на самом деле его мнение в этом вопросе — остается неясным. В Вашингтоне спорят, какие шаги может сделать Джон Тун, лидер республиканцев в Сенате.
Возможны и дальнейшие задержки. Юристы отмечают, что действующее расследование может стать основанием для Министерства юстиции, чтобы не обнародовать все документы.
"Я думаю, это свидетельствует о том, что там нет ничего [в отношении Трампа]; если бы было... это всплыло бы во времена Байдена, который стремился его посадить", — сказал один из представителей движения MAGA. "Жаль только, что медиа непрерывно муссировали этот вопрос, а он когда-то находился в том же кругу, что и Эпштейн".
Другие же считают резкий разворот Трампа признаком слабости. Президентов второго срока часто считают "хромыми утками" — политиками, которые становятся заложниками событий, когда их власть постепенно ослабевает. Сменив позицию, Трамп стремится вернуть контроль над информационной повесткой дня.
