Операция "Паутина" чуть не сорвалась в последний момент: WSJ - как Украина обхитрила ФСБ и сожгла российские бомбардировщики. ФОТО
The Wall Street Journal опубликовал большое расследование об украинской спецоперации «Паутина» — одной из самых сложных и болезненных для России за всю войну. Летом СБУ атаковала сразу несколько российских аэродромов в Рязанской, Ивановской, Мурманской, Иркутской и Амурской областях. Это произошло настолько тихо, что ФСБ до последнего не осознавала, что Украина готовит удар в глубине страны.
Операция едва не сорвалась из-за абсолютно человеческих, случайных деталей. На кону были десятки бомбардировщиков, а все могло рассыпаться из-за пьяных дальнобойщиков и случайного пожара.
Центральным звеном операции стала украинская семья Тимофеевых — Артем и Екатерина, которые с 2018 года жили в Челябинске. Они участвовали в Майдане, а когда СБУ предложила им задание, каждого отдельно проверили на полиграфе во Львове. Супруги создали логистическую фирму, арендовали склад, за неделю собрали 150 дронов, подобрали водителей и перед атакой выехали в Казахстан. Пограничная служба РФ продержала их три часа, но пропустила.
![]()
![]()
![]()
![]()
План был готов к 9 мая. СБУ хотела провести атаку именно к этому символическому дню. Но произошел форс-мажор: несколько водителей напились на Пасху, 1 мая и накануне 9 мая. Они не знали, что везут элементы операции на стратегической глубине. Из-за этого запуск пришлось перенести.
С 23 по 26 мая пять фур выехали из Челябинска. В каждой были дроны, замаскированные под декоративные деревянные домики. Водителям сказали только то, что им нужно было знать. Но через 290 километров у одной фуры слетела крыша. Водитель увидел дроны и сразу позвонил Артему Тимофееву.
Тот сыграл растерянность: «Что за хрень?» СБУ в этот момент была на грани паники. Ситуацию спасло то, что дальнобойщик не заметил взрывчатки рядом. Глава СБУ Василий Малюк быстро придумал легенду: дроны якобы нужны для наблюдения за животными в охотничьих угодьях. Водитель поверил и поехал дальше.
Второй критический момент был уже более фатальным. 1 июня пропала связь с другой фурой. СБУ пыталась объяснить водителю, как переподключить проводку, но тот перестал выходить на связь. Затем в сети появились фото сгоревшей кабины и груза. По данным WSJ, водитель погиб. Операцию это не остановило, но риск возрос в разы.
Несмотря на все сбои, атака состоялась. По данным СБУ, было повреждено 41 самолет, по меньшей мере 10 уничтожено полностью. Аналитики спорят о цифрах, но украинская спецслужба подчеркивает: Россия пыталась скрыть масштабы провала, заменяя разбитые самолеты целыми и не признавая потерь.
Паутина стала одной из самых результативных операций Украины в глубине территории РФ, ударом по дальней авиации, которая годами била по нашим городам. И главное — Россия до сих пор не может понять, как Украина провела такую сложную спецоперацию прямо у нее под боком.
Напомним,Россия пытается защититься от возможного повторения операции «Паутина» — атаки, когда сотни дронов с LTE-управлением обрушились на военные объекты. Из-за этого власти начали вводить новые ограничения на мобильную связь

