"Лучше остаться в Украине", – российские пленные боятся обмена - WS
Пока российских военных, вернувшихся с войны против Украины, на телевидении называют героями и обещают им карьерные бонусы, судьба тех, кто побывал в украинском плену, складывается совершенно иначе. Как пишет американская газета The Wall Street Journal, после обмена таких солдат изолируют от семей, разрешая лишь редкие телефонные звонки, и подвергают многочасовым допросам со стороны ФСБ, военной прокуратуры и Следственного комитета РФ.
По данным издания, российские командиры еще до отправки солдат на фронт прямо призывают их подорвать себя гранатой, лишь бы не попасть в украинский плен. Такая установка объясняется просто: плен автоматически ломает всю систему поощрений. Высокие зарплаты и единовременные выплаты, которые часто являются главной мотивацией для мобилизации, после подтверждения факта плена аннулируются.
После обмена российских военных фактически считают подозреваемыми в государственной измене и коллаборационизме. В ряде случаев следственные органы начинают проверять их на предмет совершения уголовных преступлений. WSJ приводит конкретный пример: в этом году российского солдата Романа Иванишина приговорили к 15 годам лишения свободы в колонии строгого режима после возвращения из украинского плена. Его обвинили в добровольной сдаче в плен, попытке добровольной сдачи и дезертирстве.
После примерно месяца допросов большинство бывших военнопленных отправляют обратно в свои части, а часть — сразу же снова на фронт. По информации издания, там их часто ждут наказания, унижения или особо опасные задания. Некоторым солдатам больше не доверяют оружие и заставляют выполнять тяжелые и унизительные работы.
"Условия после возвращения могут быть настолько ужасными, что некоторые семьи лоббировали, чтобы их сыновья не участвовали в обмене пленными. Условия в украинских лагерях для военнопленных гораздо гуманнее, чем в российских лагерях для военнопленных украинцев, где пытки систематические", — пишет WSJ.
Издание также рассказывает историю 31-летнего Игоря Долгополова, попавшего в плен под Часовым Яром. Его родственники боятся, что его включат в будущий обмен, а затем сразу отправят обратно на передовую. Один из близких Долгополова рассказал журналистам, что к солдатам, вернувшимся из плена, больше не испытывают доверия, командиры их презирают и унижают. По его словам, для них было бы лучше остаться жить в Украине и даже получить украинское гражданство.
Кроме того, в России продолжается суд над бывшим военнопленным Павлом Гугуевым. 45-летнего мужчину обвиняют в сотрудничестве с иностранным правительством. Ему грозит до восьми лет лишения свободы за интервью украинским журналистам, в котором он рассказал об условиях содержания, выразил несогласие с войной и описал, что с ним происходило после возвращения в РФ. В одном из видео примерно через месяц после обмена он говорил, что его допрашивала ФСБ и отправила в военный госпиталь в Подольске. Он также рассказал, что другие солдаты спрашивали его, почему он не подорвал себя, а позволил взять себя в плен.
Журналисты WSJ отмечают, что разговоры с несколькими другими бывшими военнопленными показали ту же модель тотального недоверия. Один из них рассказал, что сел в самолет для возвращения на фронт, но его сняли с рейса прямо перед взлетом на глазах у сослуживцев — командование решило, что ему нельзя доверять.
В итоге для российских солдат плен в Украине оказывается не самым страшным этапом. Самое тяжелое для многих начинается уже после возвращения домой.

